С большим трепетом каждый раз я подходу к узбекско-казахской границе. В 2017 году, прогулявшись сначала в страну, потом через границу с Таджикистаном и обратно, мне вовсе не хотелось возвращаться когда-либо в страну. В прошлом, 2018 году, стало попроще – тогда мы встряли только на кыргызско-узбекской границе. Переход казахско-узбекской границы в Черняевке был крайне простым (кроме части, когда проходишь казахстанскую сторону), но тогда я списал всё на то, что рано подошли к границе. Сейчас же, после Бухары и Самарканда, казалось, что повезти не должно – и времени на часах было достаточно, и выходные подошли к концу. В статье рассказываю про то, как проходили границу в 2019 году, а бонусом – Черняевка.


Переход границы с Узбекистаном 2019

Перед границей с Казахстаном с узбекской стороны есть около километра пространства, куда частные машины уже не пускают. До этого шлагбаума нас довёз таксист, дальше мы пошли пешком. Были здесь в 15:30 (в половину-пятого по казахстанскому времени).

Приграничная зона Узбекистан Казахстан 2019
Разумеется, кроме нас было море народа, передвигающегося в том же направлении.

В 2017 году на самом входе в пограничную зону была большая клетка, куда валом ломились проходящие границу. Там, «в бою» можно было потерять электронику, в преобрести пару трещин рёбрах.

Переход границы Казахстан-Узбекистан 2019
В этом году оказалось, что сетку ещё и поделили на «мужскую» и «женскую» части.

Про сексизм при переходе узбекских границ я рассказывал ранее. Вообще, мне кажется, Узбекистан эмансипирован гораздо сильнее, чем любая другая страна, в которой мне доводилось бывать. Одно из первых воспоминаний о Ташкенте – женщины, безнаказанно конфликтующие с мужчинами на улицах города.

Далее я фотографий не делал (нельзя), но и показывать особо нечего – расскажу словами. На границе, с узбекской стороны, людей оказалось мало. «Клетка» была практически пустая, а чуть дальше оказалось, что «мужской» и «женский» потоки объединяются между собой. На территорию таможни зашли быстро. Быстро проверили вещи, быстро получили печати в паспорта (очередь – 2-3 человека).

Казахстанский КПП находится вплотную с узбекским – как будто из здания в здание переходишь, без разделений, как в случае с Кыргызстаном. Цирк с конями начинается как раз, когда выйдешь от узбекской стороны к казахстанской. В этом году ажиотаж был таким, что я даже не почувствовал традиционной тихой радости при приближении к Родине. Очереди – по 20 человек в одно окно. Кто-то постоянно лезет без очереди – матери с детьми, старики, инвалиды – такого, почему-то, не было только что, на узбекской стороне. Эту часть границы мы проходили долго, минут сорок точно. С другой стороны, когда-то через тот же Кордай можно было проходить по два-три часа. Буду надеяться, что и здесь однажды всё будет хорошо – хотя и сорок минут неплохое время. В целом, границу мы прошли нормально, и уже в половину пятого передвигались по территории Казахстана.

Черняевка (Жибек Жолы)

Черняевка последний раз официально называлась Черняевкой аж в 1990 году. Затем, до 1993 года, село носило название Полторацкое, и только в 1993 году стало именоваться Жибек Жолы. Оба старых названий были даны в честь русских полководцев, когда-то участвовавших в русско-кокандской войне – против Кокандского ханства и Бухарского эмирата. Войну русские тогда выиграли, но спустя 150 лет территории Кокандского и Бухарского государств стали современным Узбекистаном, а казахское село на границе с тем Узбекистаном получило очень стандартное и обобщённое название. Потому его и продолжают называть Черняевкой, откинув всякий политический и этический контекст – Черняевка, она Черняевка и есть. Сегодня это небольшой посёлок, вплотную находящийся к границе с Узбекистаном – здесь живёт всего семь с половиной тысяч человек.

Дорога до автовокзала в Черняевке 2019
К автовокзалу решили пойти пешком. Что-то около двух километров.
Туркестанская область, село Черняевка, Жибек-Жолы 2019
Моя любимая стела. Напоминает о самой первой поездке, когда тут ещё было написано Южно-Казахстанская область.
Дорога в Черняевке, маршрут Ташкент-Алматы 2019
Здесь крайне интересно устроены дороги. Я сам до конца ещё не разобрался – оцените полосу, по которой движутся машины. Они едут по правилам.
Коровы в Черняевке, дорога до Алматы 2019
За исключением дороги и близости границы – село, оно село и есть. Коровы.
Панорама села Черняевка, Жибек-Жолы 2019
Небольшой обзор местных крыш, плаката с Назарбаевым и Лады на российских номерах.
Самовар в Черняевке, Жибек-Жолы 2019
Самовар, стоящий около трассы.
Село Жибек-Жолы, Черняевка, Казахстан 2019
Юридически, посёлок заканчивается здесь.
Дороги в Черняевке, автовокзал Дархан, Черняевка 2019
Фактически, дальше всё то же самое. Сколько «Жигулей» на фотографии?

Автовокзал «Дархан», Черняевка

К автовокзалу благополучно подгребли в районе 17:40 казахстанских часов. Это уже чувствительное время, потому на входе было не до фотографий. Стояло штук пять автобусов, места еще оставались. Купили «билеты» в первом же попавшемся автобусе: в самой середине они обошлись аж в 7 000 тенге на человека. Однако, праздники, плюс настроение не для торга – потому отдали деньги и пошли искать, где бы поужинать. Как нас уверила распорядитель, автобусы отъезжают в 18:30, а значит, у нас оставалось порядка сорока минут.

Точку общепита тоже выбрали с первого раза – зашли в первую попавшуюся. И знаете что? Нам нереально повезло. Правда, это оказалось лучшее кафе – кажется, не только за всю поездку, но за всю до этого прожитую жизнь. Не буду вдаваться в подробности, скажу, что здесь очень дёшево, очень вежливо и очень вкусно. Из деталей: в лагмане оказалась звездочка бадьяна, считаю это очень интересная деталь для, казалось бы, забегаловки. Место не производит хорошего впечатления снаружи, но туда стоит зайти специально – это очень хорошая столовая/кафе. Потом ещё спорили с хозяином за чаевые – отказывался брать. Будете в этих местах – обязательно зайдите.

Кафе Аллаверды, Черняевка 2019
Кафе «Аллаверды». Вам нужно сюда.

Пока ужинали, автобус решил отъехать. А у нас, как понимаете, ни билетов, ни, уже, денег. Выскочил выяснить – оказалось, просто передвигают с места на место. В итоге, в 18:25 мы были готовы уезжать, но следующие полчаса просидели в автобусе – выехали, когда на часах было больше 7 часов вечера.

Автобус от Черняевки до Алматы, дорога 2019
Вот он, наш автобус.

Дорога от Черняевки до Алматы

По дороге я фотографий уже не делал, даже когда выходили. Ехали мы сквозь Шымкент, а после мимо дендропарка  – как ездят шымкентские автобусы. Около дендропарка проходил фестиваль воздушных шаров – встряли на дополнительные полчаса в пробке.

Остановку по пути делали только одну – в районе Тараза, где обычно автобусы ночью останавливаются. Как обычно, водитель закрыл дверь и пришлось тусить на улице. Благо, в этом году здесь было чуть теплее, чем в предыдущие года.

Саму поездку оцениваю как плохую: всю дорогу водитель слушал у себя в кабине музыку, при том ехал с открытым окном. Было шумно, сильно дуло – с учётом того, что я простыл уже в Шымкенте, в самом начале путешествия, это совсем нехорошо. Просьбы поставить музыку потише и закрыть окно водитель (водители, они сменяют друг друга) игнорировал. Знаете, с такой недовольной мордой, будто я ему жить мешаю. С поездками на автобусах всегда так: либо водитель неадекватен, либо пассажиры на соседних сидениях всю ночь ведут беседы и щёлкают семечки. Поспать особо в автобусе не удалось.

Погода в Алматы утром 26 марта 2019
Таким мы увидели Алматы утром 25 марта.

Ровно в семь утра мы были на Сайране. Неофициальные автобусы (такой, как наш, например) не заезжают на сам Сайран, а высаживают неподалёку, вниз по Утеген Батыра. Там, где стоит остановка. В этот раз это решение оказалось отличным: в марте мы жили в нижней части города, и автобусный маршрут как раз пролегал через эту остановку. Уже в пол-восьмого были дома, а в восемь заново осваивали нашу кровать, проспав до одиннадцати. Первым же делом после завтрака, я сел за ноутбук и написал статью о том, как проехать Шымкент-Ташкент-Бухару-Самарканд за пять дней. А после целый месяц рассказывал о том, что заняло всего неделю. Такова моя блогерская доля. Спасибо тем, кто прочитал всё это с начала до конца :-)


Маршрут из Алматы в Узбекистан на Наурыз

19 марта: в 22:40 выехали из Алматы в Шымкент
20 марта: в 07:00 прибыли в Шымкент, на автовокзал «Самал», откуда уехали на автобусе в центр. Погуляли по уже знакомым местам, сняли квартиру на сутки. Часть 1 рассказа, и часть 2
21 марта: в 9 утра выехали из квартиры, добрались до Колоса, откуда сели на такси до границы с Узбекистаном. Спустя два часа перешли границу. Сели на автобус до Юнусобада, откуда гуляли день по Ташкенту. Даже на празднование Навруза на ташкентском арбате попали. В 22:20 сели на поезд на вокзале Ташкент Южный и уехали в Бухару
22 марта: в 6 утра прибыли в Бухару — в город-спутник Каган, где находится вокзал. На такси доехали до центра Бухары, где гуляли до 12 часов дня (Бухара, часть 1 и часть 2). После сели на такси и уехали из Бухары в Самарканд, где в 16 часов заселились в гостиницу, а вечером чуток погуляли по Самарканду
23 марта: утром прогулялись до Регистана, затем встретили товарища и весь день провели в Самарканде, изучая достопримечательности, центр города и его окраины
24 марта: в 9 утра выехали на автовокзал Улугбека, откуда сели на такси от Самарканда до Ташкента, до границы с Казахстаном. Планировали задержаться в Ташкенте на обед, но пораскинув, решили что рисковать не стоит – зато, посмотрели Ташкент из окна такси, пока ехали сквозь город. В 17 часов перешли границу, а в 19 часов выехали с автовокзала Дархан, что в Черняевке
25 марта: в 7 утра прибыли на Сайран, и благополучно разъехались по домам


Если хочется сказать «спасибо» автору, напиши на https://vk.com/salakhmir , дам номер телефона, закинешь на каспи. Обещаю потратить всё на покер, алкоголь и что-то, что сделает блог лучше. Подписывайся на канал в телеграме:  https://t.me/zapostil

СМИ и по поводу размещения рекламы, сюда: важная информация для СМИ