Нижняя часть города для меня — тёмный лес, а значит, интересно. Поэтому после возвращения из Краснодара гуляю преимущественно ниже Ташкентской. В нижней части — другой мир, другие люди, другие дома и дороги. С учётом того, что там оказалось безопаснее, чем предполагал, радиус «исследований» каждый раз расширяется.

В мае 2017 краем мира была Роща Баума. Осенью посмотрел район Жетысуского ЦОНа и проспект Рыскулова до Кульжинки. А в канун Нового года, 30 декабря, прогулялся пешком по Суюнбая до Бекмаханова, оттуда до Майлина и аэропорта. Сегодня рассказываю. Дорога — 13.3 километра, 2 часа 35 минут.


Проспект Суюнбая

Проспект Суюнбая до начала девяностых назывался Красногвардейским трактом. Ещё раньше он был Капальским трактом, организованным в семидесятые годы 19 века. Начало проспекта — в районе автовокзала «Саяхат». Заканчивается проспект, сливаясь с Илийским трактом, через 15 с половиной километров протяженности. Находится проспект в двух районах города — Жетысуском и Турксибском.

Красногвардейский тракт (проспект Суюнбая) в 1974 году. Автор фото: Игорь Ларионов
Красногвардейский тракт (проспект Суюнбая) в 1974 году. Автор фото: Игорь Ларионов

Из примечательностей проспекта — «Саяхат», параллельная проспекту железнодорожная линия и десятка два автоцентров. Роща Баума расположена вдоль проспекта, на протяжении четверти его длины. Главная дорога из центра Алматы к аэропорту начинается с проспекта Суюнбая.

Прогулка по проспекту Суюнбая

Прогулка 30 декабря началась ниже проспекта Рыскулова. Вероятно, вернусь сюда и дополню статью фотографиями проспекта Суюнбая выше Рыскулова.

Забор дома на Суюнбая.
Невысокие заборы частных домов в пяти метрах от проспекта Суюнбая.
ЖД переезд Алматы.
С другой стороны проспекта — ЖД-путь. Переезд с шлагбаумом — редкость для Алматы.
Поезд на Суюнбая.
Иногда там ездят поезда. Вот например, без прицепов, но с символикой ЭКСПО.

Проспект Суюнбая — частный сектор, в который иногда вкраплены старые двухэтажки и хрущёвские пятиэтажки. Стандартов частных домов нет, они не интересны. Типовые многоквартирные дома этих районов сильно отличаются от тех, что можно наблюдать в центре города.

Дом Суюнбая 203.
Замечательная двухэтажка на Суюнбая 203.
Табличка дома на Суюнбая.
Здесь свои уличные таблички. В центре такие никогда не вешали.
Проспект Суюнбая.
Проспект Суюнбая в моменте предломления.
Аллея на Суюнбая.
С «преломления» начинается разделительная лесополоса. Гулять по ней нельзя.

Ещё одна особенность нижних районов Алматы — время там будто застыло в девяностых. Остались тысячи артефактов. На вывесках часто нет казахского языка, даже если баннеры новые.

Стоматология на Суюнбая.
Особо и не понятно, что за город, что за страна.
ТОО ЭП КОС
Если бы не иномарка, вполне можно было выдать фотографию за фото из 90-х.

Суюнбая — проспект. Как свойство проспекта, на нём почти не встречаются наземные переходы — понастроили надземных (аж двух типов). Встречаются и подземные.

Подземный переход, проспект Суюнбая.
Подземный переход на Суюнбая. Внутрь не ходил.
Тротуар вдоль Суюнбая.
Периодически тротуар отходит чуть дальше от трассы и это красиво.
Суюнбая 209, трёхэтажка.
Вдоль тротуара стоит интересной конструкции и неизвестной серии трёхэтажка.
Крыша дома на Суюнбая 209.
На крыше дома остатки советских конструкций.

Через три минуты картинка вокруг меняется — мы снова в частном секторе. Теперь это похоже на пригородную трассу, типа посёлка, который примыкает к городу. Две параллельных дороги — на «проселочной», вдоль заборов, ездят машины местных. Это не тротуар — по тротуару иду я.

Частный сектор, проспект Суюнбая.
На горизонте — надземный мост.

На Суюнбая много надземных мостов. Все они открытые (без крыши), все с неработающими лифтами. Все мосты по Суюнбая построены в последние пару лет. Две конструкции: закрученные, как в жилых домах и «прямые», где поднимаешься без поворотов вверх. Есть ещё одно отличие: на участке улицы, что в Жетысуском районе города, мосты чистят. В Турксибском (ниже Рыскулова) — нет.

Мост на Суюнбая.
Мост на Суюнбая. Скользко.
Лифт на мосту, проспект Суюнбая.
Есть подозрение, что лифт не в порядке.

Вообще, эта тема с устройством пешеходных мостов для инвалидов — показуха и слив денег. Одно дело, что этим нельзя воспользоваться по причине неисправности. Другое дело, что до этого проспектного моста неходячий инвалид не доберется физически, а незрячий не материализуется из ниоткуда. Предлагаю однажды прогуляться до Суюнбая, просто посмотреть, как выглядят эти примочки.

Автобусы на Суюнбая. Маршрут 2.
Внизу — остатки пешеходного перехода и остановка. Тротуара нет, мост только из-за остановки.

С мостов хорошо проглядывается округа. Частных домов много, можно заглянуть во дворы, что скрыто за заборами. Не фотографировал, не покажу — не этично. Но эта обзорность фактически на всех мостах по Суюнбая.

Стройка мечети, Турксибский район.
Крыши частных домов, крыша строящейся мечети.

По Суюнбая, на отрезке от Баянаульской до Хмельницкого, много автоцентров. Есть всё — от узбекских Ravon до салонов Ягуара и Мазерати. Здания автосалонов строятся по гайдам, потому нет никакой разницы, фотографировать их тут или где-то ещё.

Автосалон NISSAN.
Автосалон NISSAN на Суюнбая.
Билайн на Суюнбая.
На фоне новых ниссанов — старый добрый Билайн. На «Нивах» реклама 4G интернета. Лол.

А выше «ниссана» — Галанц Боттлерс. А ниже — дилер Хёндэ и пересечение Суюнбая с улицей Хмельницкого. Если ты едешь в алматинский аэропорт, следует свернуть на Хмельницкого, и оттуда уже спускаться по Майлина. Здесь начинается (заканчивается?) роща Баума. Ещё тут пробки бывают.

Пожарная часть 11 на Хмельницкого.
Пожарная часть 11 на углу Хмельницкого. Классная.
Суюнбая-Хмельницкого, перекрёсток.
Вид на Суюнбая с улицы Хмельницкого. Камеры и салон Bluestar — Mercedes и AMG.
Остановка Суюнбая-Хмельницкого.
Помните такие остановки, советские, с битой керамикой? Стоит на Суюнбая, ниже Хмельницкого.
Ярмарка
Виновник пробок по выходным — рынок «Турксибская ярмарка».
Корпорация на Суюнбая.
Время застыло в эпоху «корпораций».
За забором, Суюнбая.
За забором оборванный лозунг и что-то интересное.
Ворота на Суюнбая.
Забор тот и аутентичные ворота.
Остановка Суюнбая-Шолохова.
По ту сторону — остановка из прошлого.
Дом на Суюнбая.
По эту — жд-переезд и дом из прошлого.
Улица Шолохова, Алматы.
Слева — вокзал Алматы-1. Впереди — проспект Суюнбая и неизвестность. Идём прямо.
Модернизация сельского хозяйства в Алматы.
СССР никуда не уходил — автор лозунгов сменился. О чём хотел сказать — непонятно.
Арт-объект на Суюнбая.
Напротив — образчик псевдо-искусства.
Завод на Суюнбая.
Самое интересное, как обычно, за забором.

Район сугубо индустриальный. Вкрапления жилых домов в таких местах — редкость. Как следствие, никакой «человеческой» инфраструктуры. Однажды мне потребовалось перейти Волоколамское шоссе в Москве — минут двадцать шёл до наземного перехода. Здесь примерно так же, только масштабы меньше.

Указатель на Суюнбая.
На мост не войти, сворачиваем вправо.
Переход по Суюнбая.
Так себе дорога. Смотреть на пешеходный переход и тротуар, по обе стороны.

Самое интересное, что можно встретить возле моста — воинская часть. Фотографии на всякий случай не выкладываю. Она обычная, в официозно-абсурдных цветах и с противотанковыми ежами, лежащими в куче сбоку от входа. Людей не видел, фотоаппарат никого не разбудил.

Через пару минут можно войти под мост. По левую сторону — железная дорога. Несколько лестниц, по которым можно подняться наверх, на мост.

Под мостом Суюнбая.
Подъём наверх. Можно не подниматься, как тот человек.
Поезд, проспект Суюнбая.
А вот и железная дорога с поездом. Повезло.

Поезда меня никогда не интересовали. До 12 лет я их и не видел вовсе. А прокатился на поезде только прошлым летом, в Краснодар — никаких особых впечатлений не получил. Но не сегодня. Я смотрел на поезд и, как будто мне пять лет, завидовал машинисту, управляющему этой махиной. И да, я помахал ему рукой, а он ответил тем же.

Поезд, Алматы.
Потом наблюдал, как бесконечный поезд пролетал мимо. Пассажиры зависть не вызывают, увы.

Наверху всё тривиально, мост как мост. Но виды, что с него открываются, заставили задержаться здесь ещё на 20 минут.

Сгоревший поезд на путях, Алматы
Массив железнодорожных путей и сгоревший поезд. Что за поезд, что случилось?
Поезд без прицепов, Алматы.
Машина без вагонов сдавала назад. Машинист открыл дверь и помахал рукой. Замечательный дядька!
Поезд в Алматы.
Повезло встретить ещё один поезд. На этот раз грузовой — вёз всё, от арматуры до угля.

Мост вынуждает снова спуститься. Зачем нужно было делать подъём — не ясно. То ли, чтоб над землёй переходить пути, то ли чтобы восхищаться видами поездов.

Надписи под мостом, Суюнбая.
Мост явно свежий, а записи явно из 90-х.
Баня на Суюнбая.
Баня, автомойка и вулканизация. Весь текст на русском языке.
Карагачи на Суюнбая.
Картинка меняется. Здесь живут люди и растут карагачи.
Двухэтажка на Суюнбая.
Двухэтажка на той стороне Суюнбая.
Бык на Суюнбая.
Называйте ту столовую «Волл-стрит».
Суюнбая-Бекмаханова, перекресток.
А вот и улица Бекмаханова. Нам направо, до Майлина.
Красногвардейский проспект в Алматы.
Здесь кто-то произвёл симбиоз между Красногвардейским трактом и Проспектом Суюнбая, повесив табличку несуществующего Красногвардейского проспекта.

Улица Бекмаханова

Улица Бекмаханова — продолжение проспекта Северное кольцо. Бывшее название — улица Советской Конституции. Больше про неё сказать нечего. От Суюнбая на восток улица индустриальная. Людей нет.

Полиция Турксибского района.
Полицейский не мешает водителю нексии закончить разговор по телефону. Молодец.
Зернохранилище на Бекмаханова.
Огромные чаны, похожие на те, что бывают на зернохранилищах.
Кровля, фасад.
Кровля-фасад. Всё по-русски.
Улица Бекмаханова.
Обычная пригородная дорога. Камеры, грязный тротуар. Ходит 29 автобус.
Трубы на Бекмаханова.
Какой-то завод. Что-то хорошее производит.
ЖД-пути на Бекмаханова.
Под мостом — пути и теплотрасса. Там, где пар от теплотрассы — зелёная трава.
Улица Бекмаханова
С моста далеко видно.
Дом на Бекмаханова, Алматы.
По ту сторону — интересный типовой советский дом.
Остановка на Бекмаханова.
И не типовая остановка. Похожа на самодельную.
ВАЗовское кольцо Алматы.
Подхожу к Вазовскому кольцу. С трепетом.

ВАЗовское кольцо — важная развязка, которая до сих пор осталась кольцом. Здесь заканчиваются и начинаются три улицы: Бекмаханова, Илийский тракт и улица Майлина. Последняя ведёт в аэропорт и, физически, продолжает Бекмаханова. То есть, нужно мне на Майлина и задача — перейти дорогу. 

Улица Майлина

Вместо тупого перехода прямо, нужно подняться на 300 метров выше, перейти по надземному переходу и спуститься обратно.

Меркур на Майлина.
Идём вверх, мимо Меркура.
Переход на Майлина, видеонаблюдение.
Инновационный переход — с видеонаблюдением (на самом деле, без).
Надземный переход на Майлина.
Переход крайне скользкий. Проблема системная.
Вазовское кольцо.
Вазовское кольцо, машины, люди, дом с рекламой Банка Астаны.
Карагачи на Майлина.
На Майлина карагачи не как на Суюнбая.
Надземный переход на Майлина.
Надземный переход упирается в чьи-то окна.
Майлина 208.
Старая домовая табличка. Майлина 208.
Арка на Майлина 206/208.
Арка между домами 206 и 208.
Майлина 100, табличка.
Табличка поновее. Майлина 100.
Камера
Ретро-камера, с них всё началось. Оказывается, называется «Спанч-боб».
Дом в стиле конструктивизма.
Дома в стиле конструктивизма — искусство сами по себе.

Аэропорт и дорога до него находятся в черте города Алматы. Однако, с нами почему-то прощаются. И приветствуют тех, кто едет навстречу.

Дорога к аэропорту Алматы.
Зачем-то поставили полицейских. Нет, полицейская машина не из картона, настоящая.

Возле самого знака тоже стоят полицейские, уже без машин. Заметив камеру в моих руках, полицейские остановили меня. Без всяких проверок и страшных лиц, пообщаться. Спросили, что делаю, спросили откуда я. Рассказал, что приехал из Алматы (тонкий сарказм), путешествую по городу, интересуюсь, что в нём такого происходит. Полицейский посоветовал ездить в другие страны, типа там интереснее. Спросил, как мне Ташкент, и где лучше гаишники. Рассказал про то, в каких случаях можно перебегать дорогу и поздравил с наступающим Новым годом. Между делом просил показать что-нибудь интересное на камере. Показал ему дороги, машины, дома — эффекта не произвело. Наверное, до сих думает, что встретил в моём лице сумасшедшего — хожу по своему городу, фотографирую надземные переходы. Я бы тоже, наверное, такой вывод сделал. Ну да пошли дальше.

Въезд в Алматы.
Приветственная табличка. Если повернуться назад.

Идти нужно по Майлина. Повернул направо, на улицу Бухтарминскую, дабы подивится на несметное количество полицейских и отсутствие переходов. Помятуя, что полицейский рассказал о переходе улицы на пофиг, если не видно переходов, советом не воспользовался. Ибо остальные могут и не знать, да и жить я люблю, чтобы перебегать хайвей.

Улица Бухтарминская
Улица Бухтарминская. Полицейские машины не влезли, они справа, за кадром.

Возвращаемся назад, к «приветствию». Пешеходный переход со светофором там.

Майлина-Бухтарминская, перекресток. Дорога до аэропорта.
На середине дороги. Жду «зелёный», восхищаюсь дорестайловым W210.
Указатели при въезде в Алматы.
Первое, что видит в Алматы интервент.

Территории около аэропорта сильно отличаются от соседних. Обычно возле международных аэропортов в миллион раз пафоснее и чище, чем вокруг. Так и тут.

Дорога к аэропорту.
Даже тротуар чистый!
Заросли по дороге к аэропорту.
За кромкой дороги. Такой же лес на Весновке, выше Аль-Фараби.
Малая алматинка возле аэропорта.
Там — река Малая Алматинка. Она течёт с Малого алматинского ущелья в Капшагай.
Военные возле аэропорта.
Возле аэропорта много полицейских и военных машин. Чем ближе — тем больше.
Дорога к аэропорту Алматы.
Чем ближе — тем чище. Красота.
Двухэтажка возле аэропорта.
Даже старая двухэтажка вылизана так, что за новую сойдёт.

Аэропорт

Спустя пару минут подхожу к аэропорту.

Новогодняя ёлка в аэропорту Алматы
Тут поставили символическую ёлку к Новому году.
Выезд из аэропорта Алматы.
Там — выезд из аэропорта. 92 автобус выезжает.

Возле аэропорта ожидаешь посмотреть взлетающие и садящиеся самолёты — но в небе их никогда нет. Посмотреть стоящую технику тоже не получится — на взлётную полосу тебя никто не пустит. Аэропорты всегда устроены так, что самолёты остаются за пределами области обзора посетителей аэропорта. В бишкекском Манасе на самолёты можно посмотреть из курилки в зоне ожидания, но никак, если никуда не летишь.

Всё самое интересное — на взлётно-посадочной. Даже если не брать в учёт самолёты, остальная техника привлекает внимание. Это и подвижные трапы, и уборочные машины, даже автобус, который везёт тебя от самолёта — и тот никогда не встретишь на городских улицах. Это как попасть на другую планету, так всё там необычно. Но сегодня я туда не попаду, потому будем смотреть снаружи, на здание. А пойду я через автомобильный выезд.

Выезд из аэропорта Алматы изнутри.
Тут машины выезжают из аэропорта на Майлина.
Оплаты нет, аэропорт Алматы.
ОПЛАТЫ НЕТ

В аэропорту платная парковка на 170 авто. Стоимость парковки за сутки — 300 тенге. Если уезжаешь раньше, чем через час — парковка бесплатна. Так пишут в интернетах, не проверял. Парковка в городе в разы дороже, и это странно.

Старый аэропорт Алматы.
Прямо по курсу — старый алматинский аэропорт.

Никто не мешает войти через выезд для авто. Никого, кроме технического персонала, здесь нет. На камеру никак не реагируют, ходить можно куда и как угодно. Вот я и пошёл, к зданию, напоминающему аэропорт города Краснодар.

Алматинский аэропорт. Фотография 50-60 годов.
Алматинский аэропорт. Фотография 50-60 годов.

Старое здание алматинского аэропорта построено в 1936 году. Перестроено в 1957 году, в 1975 году провели реконструкцию, а в 2010 году завершили капитальный ремонт. Говорят, что сейчас не осталось ничего от того, чем это было сначала.

Что происходит в старом аэропорту сейчас — не знаю. Узнаю — дополню статью. Справа от здания старого аэропорта — VIP-терминал прилёта. Ещё правее — «новое» здание аэропорта Алматы.

VIP-терминал аэропорта Алматы
VIP-терминал. Прилёт.

Международный аэропорт «Алматы» — крупнейший аэропорт Казахстана. Принадлежит компании Venus Airport Investment B.V., зарегистрированной в Нидерландах. Компания принадлежит нашим согражданам, что ни подтверждается, ни опровергается — конечный владелец неизвестен. Основное здание аэрорта построено в 1974 году. Уже при независимом Казахстане аэропорт приобрёл текущий облик.

Аэропорт Алматы.
Никто не ожидал, что здесь когда-то будут пешеходы. Тротуаров нет.
Парковка алматинского аэропорта.
Парковка — справа.
Вход в аэропорт Алматы.
Суета возле входа в аэропорт. Вход слева.

В здание не вхожу, ничего интересного там нет. Самое интересное в 5 часов вечера 30 декабря — приготовление к Новому году. Потому ищу пути для отступления. Прямо с перрона вокзала алматинского аэропорта отходит автобус — маршрут 92. В отличии от московских аэроэкспрессов и привокзальных автобусов, стоимость проезда от аэропорта — 80 тенге, как обычно. Это крайне здорово, с учётом, что 92 маршрут идёт через центр, сквозь весь город, до микрорайонов.

Остановка в аэропорту.
Остановка. Как выйдешь из аэропорта — иди направо.
Терминал Онай в аэропорту.
В терминале можно купить карту Онай. Если без карты, проезд наличными стоит 150 тенге.
Карта центра Алматы в аэропорту.
На остановке висит карта Алматы. Проспект Достык на ней слева — непривычно.

Автобус ходит каждые 5-7 минут, долго ждать не пришлось. Стоит минуты две, долго ждать отъезда не нужно. Это конечная остановка 92 автобуса — есть шанс залезть поглубже и сидя доехать до точки назначения. Ну я и поехал.

Печально, что не заснял ни одного самолёта — фотографии были бы в тему. Видимо, придётся скататься к аэропорту ещё раз, для авиаспоттинга. Говорят, бывают официальные сессии, когда пускают на территорию. Подождём.