Предыдущий уик-энд провели в Астане. Это длинные выходные — целых 4 дня, 6-9 мая, которые ну никак нельзя было сидеть дома. Ездили, как обычно, на автобусе — этот факт позволяет оформить дорогу до Астаны отдельной записью + убивает почти двое суток из этих самых длинных выходных.
Это вторая моя поездка в Астану, спустя три года: первая состоялась в августе-сентябре 2014 года, и никаких записей после себя не оставила. Ну, блогов я тогда тематических не вёл, да и вообще, даже город не смотрел фактически. Погулял по этому бульвару, где Байтерек, зашёл в пару парков, сказал своё «вау», и пошёл чиллить в квартиру. Тем не менее, где-то буду сравнивать увиденное, из того что помню.
Поездка на двоих заняла почти четверо полных суток и около 50 000 тенге. После себя оставила аж 846 фотографий (только у меня). По фотографиям есть новшество, относительно предыдущих поездок. Всё, что оформлено фотографиями в блоге за 2016-2017 года, было сделано на телефон LG G4. Сюда я потащил отдельно камеру — Samsung WB850F (мыльница-ультразум с широким углом — удобно фотографировать большие здания). На LG G4 тоже сделано много фотографий, так что в статьях о Астане они будут вперемежку.
Как добраться из Алматы до Астаны на автобусе
В отличии от Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, автобусы у нас стабильны. Я ни разу не ездил на поезде, не летал на самолётах, так что предпочитаю именно автобусы. Так и тут — в Астану мы поехали на автобусе. На самом деле, не айс идея — тысячу двести с лишним километров трястись по казахстанским дорогам. Но таки поехали.
Купить билет на автобус до Астаны
Автобус до Астаны идёт с автовокзала «Сайран». Стоимость билета — 5 600 тенге на человека (в 2014 году билет стоил 5 500 тенге, цена не изменилась). Билет можно купить заранее — обычно к отъезду проданы все билеты, значит, кто-то ещё и не успевает. В этот раз я купил билеты 5 мая утром.
На следующий день, в 13:50 мы садились в автобус. Проверка билетов происходит при прохождении самого автовокзала. На самом автовокзале появилась новая фича: металлодетектор. Который не работает:-)
В билете заявлено, что автобус отходит в 14:01. На деле мы поехали минут на 5-7 позже.
Маршрут автобуса до Астаны
Автобус спускается до Ташкентской, оттуда до Момышулы, съезжает мимо завода Эфес в Чемолган и алга. Дорога там не ахти, и смотреть нечего, сплошная степь. С автобусом в этот раз более-менее повезло: во-первых, взяли места возле прохода — можно вытянуть ноги. Окно без тонировки: можно смотреть туда и что-то фотографировать.
Контингент автобусов — отдельная тема. Обязательно кто-то грызёт семечки. Обязательно кто-то чем-то воняет. Обязательно находится пара-тройка ублюдков, которые ведут диалоги — по телефону или между собой. С этим можно смириться — диалогов с подобными субъектами особенно не поведёшь. Не поймут за счёт отсутствия понимания, что они живут в обществе, а в обществе подобное поведение некультурно.
По дороге автобус делает несколько остановок. По дороге в Астану мы останавливались через полтора часа, в глухой степи. Размяться, сходить в уборную.
Далее едешь себе, слушаешь музыку (это был тот же плейлист, что в поездке в Ташкент-Душанбе), смотришь киношки (в этот раз мы посмотрели «Ван Хельсинга» и пару частей «Крика»). Иногда смотришь в окно. А там всё та же степь.
Село Аксуйек
Интересности возникают внезапно. В один из моментов водитель автобуса сворачивает с основной трассы (как потом понял, чтобы высадить одного из пассажиров) и едет по условно-просёлочной дороге. То, что мы там увидели нас очень удивило. Там был посёлок, ехали через него. Это нужно видеть, ребят. Я сделал несколько фотографий, но они ничего не передают: посёлок большой, наполовину разрушенный. Жуть.
Посёлок называется Аксуек («Белая кость», то бишь). У посёлка есть свой сайт, на котором вещают, что упадок таки имеет место быть.
Такой населённый пункт я встречаю первый раз в жизни. Сравнений, иначе чем с кладбищем, найти не могу. Каково это: жить напротив разрушенного дома? Наверное, крайне жутко, как в романе Брэма Стокера.
Минут через 10 мы выехали из посёлка и сделали очередную остановку. На часах было 18:30.
Остановки по пути в Астану
Остановок, как я говорил, будет несколько — две было в степи, одна в Балхаше и, короткая, без выхода — в Караганде, под утро. Напомню, в дороге до Бишкека водитель останавливается один раз — это при дороге в два с половиной часа. Когда ездили в Тараз, водитель останавливался два раза. Видимо, количество остановок зависит от расстояния геометрически.
Остановки «в степи» обладают некоторой харизмой, вызывающей ужас в глазах неподготовленного человека. Обычно там есть какая-то кафешка и туалет (отдельно, на улице). В дороге до Астаны остановки куда эпичнее, чем по югу Казахстана. Смотрите сами.
Но он-то хоть бесплатный. В других местах за те же «удобства» с вас возьмут 40-50 тенге. С «русских» берут 15 рублей, видел и такое на обратном пути.
Потом снова была степь. Совсем недалеко от дороги (150 километров которой убиты вхлам фурами) — озеро Балхаш. На Балхаше я был в июле 2014 года, и тоже ничего не написал:-) Возле дороги видно солевые пятна от воды.
Возможно мы ближе подъезжали к озеру. Дело было к вечеру, могли тупо не увидеть в темноте.
Город Балхаш
Следующей остановкой оказался сам город Балхаш. Было это ровно в 12 часов ночи. Остановка здесь долгая, ибо идёт высадка части пассажиров, посадка новых. Совет по этой остановке: не уходите далеко и надолго от автобуса. Садящиеся в автобус граждане билетов не имеют, садятся куда захотят. А там докажите этому контингенту, что вы-то по билету едете. Мы выходили минут на 10, и успели вновь занять свои места до того, как стали впускать в автобус местных.
На деле запоминать там нечего. Маленький (около 70К населения) городок наподобие нашего Каскелена. Типовая застройка, китчевая подсветка гирляндами арки на въезде в город. Гулять я бы тут не стал. Даже Бустон, что возле Худжанда выглядит жизненнее.
Потусили и поехали дальше. Тут — провал в памяти и отсутствие фотографий до самой Караганды. Тот город, который «где». На казахском, к слову, Караганды (как Алматы), и не склоняется.
Город Караганда
Фотографий утренней Караганды — море. Все они сделаны на ходу, по Бухар Жырау (центральный проспект) и на высокой скорости. То есть, показывать их вам особого смысла нет.
Караганду мы проезжали в половину шестого утра. Почти не останавливались: одного из пассажиров высадили за автостанцией, и мы поехали дальше. В 2014 году на автовокзале стояли долго, минут 20.
Ещё чуть-чуть поспать, и вот уже половина девятого утра, а мы катим почти у границы столицы нашей — Астаны. Цели поездки, так сказать. Дорога до Астаны заняла около 19 часов.
На въезде в город стоит что-то вроде КПП — миграционная служба. Проверяют паспорта. На казахстанские никак не реагируют, не смотрят даже. Зачем тут миграционка — хрен его знает. Но имейте ввиду.
Ровно в 9 часов утра мы выходим из автовокзала «Сапаржай». Название автовокзала так и переводится — «автовокзал». Чего ещё можно ожидать от столицы, название которой переводится как «столица».
Здесь же, не отходя от кассы мы берём билеты обратно, в Алматы. На 9 мая, надеясь приехать 10 утром и сразу же пойти на работу. О обратной дороге — вторая часть этой статьи. О прогулках по Астане — в отдельных статьях.
Доехать из Астаны в Алматы на автобусе
Автовокзал «Сапаржай» (по-моему, единственный на весь город) не менее цивилизован, чем «Сайран». Пусть и меньше раза в три. Билет до Алматы также можно купить заранее. Мы купили сразу как приехали — 7 мая, на 9 мая. Выезд автобуса на выбор: либо 14:00, либо 20:00 (не уверен насчёт вечернего, но он точно есть). Стоимость билета до Алматы — 5 550 тенге.
Рассказ о дороге из Астаны до Алматы имеет датой в хронологии то самое 9 мая 2017 года.
Автовокзал «Сапаржай»
Навигация в автовокзале устроена странно. Мы не сразу поняли, куда нам идти и с кем говорить. Автобусы тоже странные — попался не алматинский, а именно на номерах Астаны. Неудобный, беспонтовый Хёндэ с надписью «лакшери» на боку. Нереально стрёмный автобус.
Места нам в поездку обратно попались не на проходе, а сразу за ним — не смотря на то, что брали те же «23-24». Так получилось: не у всех автобусов номера мест совпадают.
Контингент на дороге обратно был, по-моему, ещё хуже, чем по дороге до Астаны. Это в этот автобус в Караганде подсели два молодых человека, которые трындели до самого Алматы. По несчастью, сидели они сзади нас и намёков не понимали. Потом, по пути, каким-то образом в автобус попали два русских человека — разнополая бухая пара, от которой воняло одеколоном. Если честно, долго жить не желаю. Весело было, в общем. Издержки вида транспорта.
И мы покатили, в общем.
Окрестности Астаны
Так, давайте я тут особо комментировать не буду, чтобы не распыляться и не пересекать рассказ с рассказом о самой Астане, а просто покажу фотокарточки.
Я вот почти уверен, что это не река, но талый снег. Казалось бы, температура за +20, какой нафиг снег — всё давным давно должно было испариться. А вот.
Мы ехали в напрочь закупоренном междугороднем автобусе. Я сидел у окна с солнечной стороны. Шторки были, но треугольные — от солнца не спрячешься. И для меня этот снег за окном был чем-то сюрреалистичным. Пока он там лежал, я обливался потом. И кондёр не включишь: от перепада из Астаны в постельку не хотелось.
Потом мы проезжали Темиртау. Благо, именно мимо.
Караганда, снова
Потом ехали по хайвею Астана-Караганда.
Центр Караганды, к слову, напоминает центр любого другого казахстанского города: торговые центры, машины и люди. Ещё тут hoster.kz где-то по Бухар Жырау находится, если не ошибаюсь. Но их чот не встретил.
Жаль, не удалось посмотреть Караганду изнутри. Всё же, главная улица восхищения не вызывает и о городе не рассказывает. Да и посмотришь много, из окна автобуса?
На автовокзале Караганды в этот раз стояли долго — с полчаса. Однако, никуда не ходили, опасаясь, что аборигены займут наши места. И не рассчитывали на такую долгую стоянку, тоже побаивались. В 2014 году один типоза таки остался непреднамеренно на автовокзале Караганды. Ушёл куда-то, и с концами. Это по дороге в Астану, ночью.
В Балхаш заехали в 12 часов ночи. Получается, он стоит ровно по центру следования. Однако, надолго там не остались, выехав минут через 5-10. Стоянку сделали сразу за городом — долгую, минут двадцать, может полчаса. В следующий раз остановились уже утром, где-то в степи, на подъезде к Алматы.
Эти-то все стоянки и привели в конечном счёте к тому, что в Алматы мы приехали не в 9 утра, как планировалось, а в 10:30. На полтора часа, Карл, позже. Этому помогла и пробка где-то в районе Чемолгана. Ещё 40 минут дороги от «Сайрана» до дома, душ, и в 12 часов дня я вошёл в офис. Работать. Или производить ИБД — вполне было похоже на это. Сидения в автобусе нельзя было положить горизонтально, а на сидячем месте особо не выспишься. Но всё же получше, чем ночевать в аэропорту.
Итого, дорога обратно, из Астаны в Алматы заняла 20 с лишним часов времени. Офигеть, почти что сутки. Сколько займёт отход от неё — пока непонятно.
После Караганды я сделал одну фотографию. Она мало подходит по смыслу к тексту, но вот она вам. Это — закат над казахской степью. Они здесь красивые.Фотографии обновил 09 января 2018.