После неполных пяти часов прогулки Самаре, отправились в квартиру, где задержались на пару часов. Когда вышли обратно – на улице уже было жарко и время потихоньку клонилось к вечеру. В планах на вторую часть дня – посмотреть местный арбат, и прогуляться по историческому центру.
Ленинградская улица, Самара
Самара – город большой. Поделить его можно грубо на две части – историческую и современную. И если бы мы поселились в современной, ездить сюда было бы куда сложнее. Я города не знал, потому искал квартиру в окрестностях площади Куйбышева. Это самое выгодное расположение, которое и вам в случае поездки рекомендую. Одна из местных достопримечательностей оказалась под самым боком – Самарский арбат, улица Ленинградская.
Ленинградская – одна из старейших улиц Самары. Названия меняла почти с десяток раз, но современное носит уже почти 100 лет – с 1926. Почти всю историю это был «элитный» район города, где жили всякие важные дядьки – это можно понять по помпезности строений. В 1986 году часть улицы стала пешеходной – одной из первых в стране. А с развалом Союза и повальным развитием коммерции, здесь обосновался полулегальный рынок. Поностальгировать можно в статье на сайте «Другой город» – кажется, во всех городах когда-то было подобное. В нулевых рынок разогнали, и к началу десятых улицу отреставрировали. Насколько стандартным был здесь тот рынок, настолько же стандартный здесь «арбат» сейчас. Конечно, место стало точкой притяжения туристов.
Окрестности сквера Высоцкого
Сквер Высоцкого находится у края арбата – если идти в направлении от набережной, как раз упретесь. Высоцкий за жизнь был в Самаре дважды, оба раза в 1967 году. И наличие в городе объектов с топонимомами, данными этому человеку – скорее дань уважения. Сквер, впрочем, «самоназвался», после того, как в 1998 году рядом появилась улица Высоцкого.
Ничего эдакого в сквере нет – его можно пропускать без особого сожаления. Куда интереснее округа – та же самая улица Высоцкого, с которой можно пройти до Самарской и отправиться изучать город. Куда-то туда и пошли, в сторону севера Самары.
Дорога до Покровского собора
Там мы пошли в сторону улицы Некрасовской, откуда отправились к местному кафедральному собору.
Этому собору 150 лет. Примечательно, что после прихода власти Советов, во времена внутренне-церковной борьбы был занят обновленцами. Советская власть потворствовала обновлеческой церкви, потому это был единственный оставшийся открытым храм – до 1946 года. Впрочем, это не помешало им арестовать и расстрелять ее митрополита.
По Садовой
Самара была одним из городов-хозяев чемпионата по футболу 2018 года. Благодаря этому, основные улицы отремонтировали – все выглядит прилично и красиво. Но, как обычно бывает, на улицах поглубже уже не так радужно. Я не любитель критиковать кого-то, да и «нетронутые» здания мне обычно нравятся больше. Сейчас пойдем примерно по такому району – не совсем ад, но уже и не фасадная часть города.
Так мы шли, шли и пришли – к краеведческому музею имени Алабина.
Музей имени Алабина
Во-первых, кто такой Алабин. Петр Владимирович – городской голова Самары в 1884-1891 годах. При нем город заимел множество современных на тот момент наворотов, типа водопровода, телефонной станции или газа для освещения. Понастроили с десяток заводов, и станций. Имя Алабина в Самаре встречается часто – можно сделать вывод, что его в городе уважают. Вот и краеведческий музей назвали его именем.
На самом деле, в музейный комплекс входит четыре здания, два из которых связаны с именами Ленина и Фрунзе. Это центральное здание. Сам музей был задуман еще при Алабине, в 80-х годах позапрошлого века. Тем не менее, большую часть истории музей носил имя Ленина.
Памятник примечателен тем, что Ленин на нем молодой. Как помните, его образ всегда сознательно старили – «дедушка Ленин». Ленин умер в 53 года – пойдите, назовите 53-летнего дядьку или тетку стариками и посмотрите на реакцию.
Пять часов вечера, и мы идем по Галактионовской назад – в сторону улицы Ленинградской.
Дорога до площади Революции
Тут мы начали с Галактионовской, но по дороге несколько раз сворачивали. По улице Галактионовская ходят трамваи – один из основных видов транспорта Самары. Именно здесь появился первый самарский трамвай в 1914 году. При том, автобусы не ездят вдоль улицы, лишь пересекая ее.
Эта кирха старше той, что видели утром, а находится в том же районе. Построена в середине 19 века, для католиков, но в 1863 году случилось Польское восстание (когда поляки решили выйти из Российской Империи), и церковь католикам не передали. Вместо этого она стала лютеранской, коей остается до сих пор. Помимо этого момента, никакого интереса церковь в историческом плане не представляет. А в 30-х годах прошлого века она повторила судьбу практически любой другой церкви на территории СССР. С начала 90-х годов точно так же «вернулась обратно».
Завершение первого дня в Самаре
Площадь такая себе – как будто в очень провинциальном городке, интереса не представляет. Сам район модный – вместе со всеми окружающими улицами, это ядро туристического района Самары. До Ленинградской здесь буквально пара кварталов. Планировали поужинать в одном из местных заведений – все занято. В итоге, взяли «на вынос» и отправились в квартиру.
Так прошел первый день в Самаре. Впечатления от центра однозначные: это невероятно уютный город, с очень красивыми домами и достаточно активной жизнью населения. Туристов здесь тоже гуляет достаточно. Чувствуется провинциальность – читается в висящих повсеместно проводах и не очень высоких строениях. Где-то даже газовые трубы торчат со стороны дороги – так в деревнях делают. Как туристический пункт – Самара однозначно интересный город. Как место для жизни – здесь можно было бы жить, если работать где-то на удаленке. А о районах, где можно жить от слова ЖИТЬ, расскажу завтра. Когда съедем с квартиры и отправимся в долгое путешествие до Самара-Арены, через районы под которыми ходит метро.
Помимо сайта, рассказываю про первый день поездки в Самару в своем блоге на ютубе – там то же самое, но в динамике и голосом (информации тоже больше). Мне будет приятно, если лайкнешь видео и подпишешься на канал.