Поездка в Санкт-Петербург в 2019 году не была спонтанной. Более того, она была запланирована задолго до. И это не рядовой трип на пару дней с целью «посмотреть город», в этот раз мы ехали выбирать свое новое место жительства. Два года назад уже прокатились по России – чуток пожили в Москве, затем немного в Краснодаре. В тот раз не выгорело – тогда большую роль в восприятии сыграла местная бюрократия. Рано говорить о том, выгорело ли в этот раз (об этом узнаем через годик), но в Питер мы через некоторое время вернемся жить, а тут – первые впечатления о городе. Конечно, в контексте поверхностного восприятия иногороднего человека, что провел в городе всего две с половиной недели.
Санкт-Петербург 2019
Мы приземлились в аэропорт Пулково ранним июньским утром 2019 года. Пройдя обычный для России ад в виде таможенного контроля, прошли в зал ожидания, подключили новый тариф на оставшийся с Москвы номер Теле2 и вышли на улицу. Санкт-Петербург внезапно встретил крайне холодным ветром – заблаговременно надетая куртка не помогала. Первой мыслью было «ну его нафиг, жить в таком климате, нужно ехать назад».
Это была вторая поездка в моей жизни, когда квартиру снимали заранее – предоплату закинули «на Сбер» еще до вылета. То бишь, оставалось только поймать такси и доехать – совсем рядом, в район метро «Звездная». Созвонились с агентом, тот сказал, мол не торопитесь, через полтора часа подгребайте.
Минут двадцать, стоя на промозглом ветру, пытался вызвать такси. Рядом много машин Яндекса, со странностями: они стоят буквально за углом, в километре, принимают заявки, но не подъезжают. Так «спрыгнуло» четыре машины. Один из водителей попросил в сообщениях отменить заявку. Приложение же показывает стоимость поездки от Пулково до «Звездной» – 400 рублей. В итоге установил приложение местного оператора такси («Такси 777»), и машину таки нашли – даже за 350 рублей. Теми такси, что стоят у аэропорта, решили не пользоваться – потом выясним, что правильно сделали, эти загибают цены.
Возле квартиры оказались минут через пятнадцать. Выгреблись с вещами у подъезда, да остались сидеть, ждать своего времени. Около подъезда мы проведем около часа – за это время перемерим всю одежду, что привезли с собой в сумках. Климат в Санкт-Петербурге ужасный – это при том, что дождя не было. Помнится, когда я впервые ездил в Астану, там тоже был ужасный климат. Тогда спас поход в душ. Так и здесь – после заселения сходили в душ, и стало полегче. В районе часа дня мы уже направлялись к станции метро, чтобы отправиться к центру.
Транспорт в Санкт-Петербурге
Транспортная сеть Санкт-Петербурга развита достаточно хорошо. Здесь вам и маршрутки, и автобусы, и троллейбусы, и трамваи (которых у нас уже нет), и конечно, метро. Передвигались по городу, в основном, именно на метро. Была пара поездок на такси (каждый раз выходило 400 рублей, вне зависимости от времени суток – от центра на окраину). Катались на автобусе – по 40 рублей за поездку.
Стоимость проезда в Санкт-Петербурге
Петербуржцы в транспорте пользуются картами оплаты – типа алматинского «Онай», астанайской «Астры» или московской «Тройки». В отличии от казахстанского варианта, функционал карты купирован – ты не можешь ни пополнить ее нормально с того же Сбера, ни оплатить через QR, ни даже узнать баланс «на лету». Даже такие стандартные вещи как детализация поездок происходят через физический запрос к перевозчику. Мрак. С другой стороны, стоимость поездки по карте дешевле, чем за наличные, потому взять ее все-таки стоит. Карта называется «Подорожник» и продается прямо в кассах станций метро. Стоит то ли 50, то ли 60 рублей. Проезд по метро, кажется, стоит 34 рубля. Наличными (за жетон) просят отдать 45 рублей/поездка. В автобусах действует этот же «Подорожник», но как пользоваться тамошними валидаторами, я так и не понял – потому, платили всегда наличными деньгами.
Метро Санкт-Петербурга
В СПб скучное метро. Это утилитарный инструмент, использующийся сугубо как транспорт, но не как музей архитектуры. Есть, конечно, и вычурные станции, но их (как минимум мне) попадалось единицы – в основном, станции некрасивые. Особенно на второй линии, рядом с которой мы и провели всю поездку.
Вагоны, в основном, старые – как в метро Ташкента. Исключение – первая линия метро, там попадаются вагоны покруче. Но до тех вагонов, что запустили в Москве, а тем более до алматинских «Хёндэ», здесь, кажется, далеко. В принципе, это не большая проблема – к питерскому метро быстро привыкаешь, а шум поездки помогает не слышать окружающих.
Пассажиропоток в метро Санкт-Петербурга средний. В час-пик бывают и пробки из людей на эскалаторах, но не как в Москве на кольцевой, полегче. Уровень культуры пассажиров приемлемый.
На метро можно добраться куда угодно в центре, но на окраинах его недостает – основное количество станций и путей сконцентрированы в центре. Работает метро максимум до часа ночи, при том, что станции закрываются в веерном режиме. Однажды мы сели на первую линию в Девяткино, в 12 часов ровно, и при пересадке попали на последний поезд, движущийся в сторону Купчино. А однажды не успели с питерской посиделки, и пришлось ехать на такси. Так себе время работы метро для мегаполиса. С другой стороны, в том 12-часовом поезде, в каждом вагоне сидело по 2-3 человека – значит, востребованность не такая высокая.
Центр Санкт-Петербурга
Мы просто сели в метро и покатили в сторону центра. В городе я был впервые, и понятия не имел, что где находится. Вышли мы на станции «Невский проспект», рядом с домом Зингера. С того момента, именно эта точка заимела для меня значение центра города. И, по совпадению, на этой станции мы будем выходить еще раз пять за две недели.
Центр приносит противоречивые ощущения. С одной стороны – да, здесь очень красивые дома. И их нереально много – это как в Бухаре, когда на каждом шагу что-то особенное. С другой стороны – туристы, снующие кругом и говорящие не на русском языке. И ты вот бегаешь, щелкая затвором камеры, и через время, все эти здания сливаются в одно. А туристы продолжают суетиться, нарушая покой и подкрепляя свою силу новыми, отдохнувшими туристами.
Что я могу сказать насчет центра СПб – он отличный. Это в меру историческая застройка, которую можно разглядывать часами. А вот писать о нем статьи – сложнее. Только если выбирать точечные объекты, про которые и так сотню раз написали в этих ваших интернетах.
Кажется, в таких городах нужно жить, чтобы все это окружение сыграло свою роль. Эти здания должны формировать образ мышления, а не вызывать одномоментное «вау» и желание сделать селфи для инстаграма. Точно то же самое мог бы сказать про Москву, но там центр какой-то более обжитый. Да и самые интересные объекты 17-18 века, все-таки в Питере – тогда он был столицей.
Я не смогу сделать статью-экскурсию, потому как в центре после этого мы были много раз, и все это были сумбурные поездки – больше «решали вопросы», нежели путешествовали. Потому продолжим о бытовых вопросах.
Московский район Петербурга
Во многих постсоветских городах есть неприятная особенность – вокзалы в центре. Как следствие, все города буквально пронизаны железнодорожными путями, проходящими через жилые районы. Санкт-Петербург в этом плане не исключение. Есть, конечно, районы «по ту сторону Невы», где Выборгский район – там путей поменьше, но тем не менее.
Мне точно понравился Московский район Санкт-Петербурга – Московский проспект + по два квартала с каждой стороны. Здесь спокойнее, чем в центре, достаточно зелени и не видно железнодорожных путей. Он застроен во второй половине 20 века, потому достаточно свежий. Но оборотная сторона медали – большое количество хрущевок, пяти- и девятиэтажек. Плотность застройки небольшая, а еще тут много зелени. Для жизни самое оно – куда комфортнее, чем в центре, при том сохранена инфраструктура. В районе Московского проспекта ни разу не видел пробок. Этот же район мы выбрали для дальнейшей жизни.
Уровень жизни в Санкт-Петербурге
Уровень жизни в городе достаточно низкий. Об этом можно судить как по количеству дорогих машин на дорогах, так и по рассказам тех, кто уже здесь живет. Говорят, средняя зарплата в СПб в районе 20-30 тысяч рублей. Однако, слышал и мнения, что можно зарабатывать и 100 тысяч, без работы в нескольких местах. Думаю, это как в любом мегаполисе – разброс есть всегда. По собственным ощущениям, тех, кто зарабатывает те 30 тысяч, в разы больше тех, кто имеет подходящую для города зарплату.
С ценами в городе, однако, беда. Магазинные цены в 2-3 раза выше алматинских. Дорогой бензин (как и во всей России). Налоги буквально на все, кроме (пока что) воздуха. Дорогая коммуналка – легко можно отдавать по 7 000 рублей, живя одному в однокомнатной квартире. При том, дешевая аренда жилья – в среднем, 18-20 тысяч поодаль от центра и 30-40 тысяч рублей в центре. По отношению к Москве, в этом плане город дешевый. Да даже по отношению к Алматы – алматинские цены отличаются не намного. В плане магазинов, есть всякие Ашаны (от Парка Победы в двух километрах есть такой). Там цены комфортнее «пятерочек» и «магнитов» – разница примерно как в алматинском «Магнуме». В России очень любят играть с объемами товаров. Если литровая бутылка – то обязательно, либо 950 грамм, либо (видел и такое) 949.9 грамм. Уж не знаю, какая экономия себестоимости выходит.
Еще в Санкт-Петербурге все платное. Вообще все – зарабатывают на каждом твоем движении. Особенно, если тебе нужно что-то нетипичное. В целом, наше двух с половиной недельное проживание в СПб обошлось в районе ста тысяч рублей – не включая траты на перелет (а он сюда из Центральной Азии не дешевый).
Культура и криминал
Культура в городе на низком уровне. Здесь курят на каждом углу, плюя на общественность мест. Здесь пьют пиво прямо на тротуаре, в будние дни, в районе пяти вечера. Встречаются подъезды, в которых гадят – я о таком только в интернете читал, а тут столкнулся вживую.
Чувствуется, что криминал здесь развит сильнее. Хотя бы, посмотреть на блокираторы рулей в салонах машин – с десяток точно успел увидеть за две недели. Думаю, и в других областях криминал тоже есть. Слава Б-гу, вживую ни с чем таким не столкнулись.
Приезжих из-за рубежа в городе не много. Мало узбеков и кыргызов. Даже машин на иногородних номерах немного. Это достаточно тревожный знак, негативно характеризующий экономику города. В противном случае, весь поток состоял бы из приезжих номерных регионов на машинах. Как в Алматы или той же Москве.
Люди в СПб достаточно простые. Проще, чем в Москве. Посещали муниципальные заведения, типа местного КСК – вот там творится ад. Тетки, сидящие за окошками, не думают, о чем говорят – а разговаривают достаточно фривольно. Думаю, еще надо будет посетить МФЦ, посмотреть, как там дела делаются. Сталкивались с местом, где нам должны были выдать документы – задержали аж на 9 дней, это ад.
Климат Санкт-Петербурга
Ездили в конце июня, и до середины июля, потому про климат особо много ничего сказать не могу. Да, холодно – плюс 15-20 градусов, в среднем, но терпимо. Дождей почти не случалось – может, два-три раза. Из-за того, что лето, небо было не то что серым, оно чаще было светлым. Еще и эти белые ночи.
Уже вернувшись в Алматы, могу сказать, что даже если солнце светит в Санкт-Петербурге на полную мощность, самого солнца тут мало. Оно прозрачнее, что ли.
Впечатления от Санкт-Петербурга
В целом, город мне понравился. Конечно, Москва куда богаче, но в Москве и жизнь дороже. Потому жить мы переезжаем пока что в Санкт-Петербург, а там жизнь покажет. И я расскажу что-то подробнее про город, как подробнее про него узнаю. В этот раз ездили не в туристическом режиме, потому и вещи интересовали скучные.