Нижняя часть города для меня — тёмный лес, а значит, интересно. Поэтому после возвращения из Краснодара гуляю преимущественно ниже Ташкентской. В нижней части — другой мир, другие люди, другие дома и дороги. С учётом того, что там оказалось безопаснее, чем предполагал, радиус «исследований» каждый раз расширяется.
В мае 2017 краем мира была Роща Баума. Осенью посмотрел район Жетысуского ЦОНа и проспект Рыскулова до Кульжинки. А в канун Нового года, 30 декабря, прогулялся пешком по Суюнбая до Бекмаханова, оттуда до Майлина и аэропорта. Сегодня рассказываю. Дорога — 13.3 километра, 2 часа 35 минут.
Проспект Суюнбая
Проспект Суюнбая до начала девяностых назывался Красногвардейским трактом. Ещё раньше он был Капальским трактом, организованным в семидесятые годы 19 века. Начало проспекта — в районе автовокзала «Саяхат». Заканчивается проспект, сливаясь с Илийским трактом, через 15 с половиной километров протяженности. Находится проспект в двух районах города — Жетысуском и Турксибском.
Из примечательностей проспекта — «Саяхат», параллельная проспекту железнодорожная линия и десятка два автоцентров. Роща Баума расположена вдоль проспекта, на протяжении четверти его длины. Главная дорога из центра Алматы к аэропорту начинается с проспекта Суюнбая.
Прогулка по проспекту Суюнбая
Прогулка 30 декабря началась ниже проспекта Рыскулова. Вероятно, вернусь сюда и дополню статью фотографиями проспекта Суюнбая выше Рыскулова.
Проспект Суюнбая — частный сектор, в который иногда вкраплены старые двухэтажки и хрущёвские пятиэтажки. Стандартов частных домов нет, они не интересны. Типовые многоквартирные дома этих районов сильно отличаются от тех, что можно наблюдать в центре города.
Ещё одна особенность нижних районов Алматы — время там будто застыло в девяностых. Остались тысячи артефактов. На вывесках часто нет казахского языка, даже если баннеры новые.
Суюнбая — проспект. Как свойство проспекта, на нём почти не встречаются наземные переходы — понастроили надземных (аж двух типов). Встречаются и подземные.
Через три минуты картинка вокруг меняется — мы снова в частном секторе. Теперь это похоже на пригородную трассу, типа посёлка, который примыкает к городу. Две параллельных дороги — на «проселочной», вдоль заборов, ездят машины местных. Это не тротуар — по тротуару иду я.
На Суюнбая много надземных мостов. Все они открытые (без крыши), все с неработающими лифтами. Все мосты по Суюнбая построены в последние пару лет. Две конструкции: закрученные, как в жилых домах и «прямые», где поднимаешься без поворотов вверх. Есть ещё одно отличие: на участке улицы, что в Жетысуском районе города, мосты чистят. В Турксибском (ниже Рыскулова) — нет.
Вообще, эта тема с устройством пешеходных мостов для инвалидов — показуха и слив денег. Одно дело, что этим нельзя воспользоваться по причине неисправности. Другое дело, что до этого проспектного моста неходячий инвалид не доберется физически, а незрячий не материализуется из ниоткуда. Предлагаю однажды прогуляться до Суюнбая, просто посмотреть, как выглядят эти примочки.
С мостов хорошо проглядывается округа. Частных домов много, можно заглянуть во дворы, что скрыто за заборами. Не фотографировал, не покажу — не этично. Но эта обзорность фактически на всех мостах по Суюнбая.
По Суюнбая, на отрезке от Баянаульской до Хмельницкого, много автоцентров. Есть всё — от узбекских Ravon до салонов Ягуара и Мазерати. Здания автосалонов строятся по гайдам, потому нет никакой разницы, фотографировать их тут или где-то ещё.
А выше «ниссана» — Галанц Боттлерс. А ниже — дилер Хёндэ и пересечение Суюнбая с улицей Хмельницкого. Если ты едешь в алматинский аэропорт, следует свернуть на Хмельницкого, и оттуда уже спускаться по Майлина. Здесь начинается (заканчивается?) роща Баума. Ещё тут пробки бывают.
Район сугубо индустриальный. Вкрапления жилых домов в таких местах — редкость. Как следствие, никакой «человеческой» инфраструктуры. Однажды мне потребовалось перейти Волоколамское шоссе в Москве — минут двадцать шёл до наземного перехода. Здесь примерно так же, только масштабы меньше.
Самое интересное, что можно встретить возле моста — воинская часть. Фотографии на всякий случай не выкладываю. Она обычная, в официозно-абсурдных цветах и с противотанковыми ежами, лежащими в куче сбоку от входа. Людей не видел, фотоаппарат никого не разбудил.
Через пару минут можно войти под мост. По левую сторону — железная дорога. Несколько лестниц, по которым можно подняться наверх, на мост.
Поезда меня никогда не интересовали. До 12 лет я их и не видел вовсе. А прокатился на поезде только прошлым летом, в Краснодар — никаких особых впечатлений не получил. Но не сегодня. Я смотрел на поезд и, как будто мне пять лет, завидовал машинисту, управляющему этой махиной. И да, я помахал ему рукой, а он ответил тем же.
Наверху всё тривиально, мост как мост. Но виды, что с него открываются, заставили задержаться здесь ещё на 20 минут.
Мост вынуждает снова спуститься. Зачем нужно было делать подъём — не ясно. То ли, чтоб над землёй переходить пути, то ли чтобы восхищаться видами поездов.
Улица Бекмаханова
Улица Бекмаханова — продолжение проспекта Северное кольцо. Бывшее название — улица Советской Конституции. Больше про неё сказать нечего. От Суюнбая на восток улица индустриальная. Людей нет.
ВАЗовское кольцо — важная развязка, которая до сих пор осталась кольцом. Здесь заканчиваются и начинаются три улицы: Бекмаханова, Илийский тракт и улица Майлина. Последняя ведёт в аэропорт и, физически, продолжает Бекмаханова. То есть, нужно мне на Майлина и задача — перейти дорогу.
Улица Майлина
Вместо тупого перехода прямо, нужно подняться на 300 метров выше, перейти по надземному переходу и спуститься обратно.
Аэропорт и дорога до него находятся в черте города Алматы. Однако, с нами почему-то прощаются. И приветствуют тех, кто едет навстречу.
Возле самого знака тоже стоят полицейские, уже без машин. Заметив камеру в моих руках, полицейские остановили меня. Без всяких проверок и страшных лиц, пообщаться. Спросили, что делаю, спросили откуда я. Рассказал, что приехал из Алматы (тонкий сарказм), путешествую по городу, интересуюсь, что в нём такого происходит. Полицейский посоветовал ездить в другие страны, типа там интереснее. Спросил, как мне Ташкент, и где лучше гаишники. Рассказал про то, в каких случаях можно перебегать дорогу и поздравил с наступающим Новым годом. Между делом просил показать что-нибудь интересное на камере. Показал ему дороги, машины, дома — эффекта не произвело. Наверное, до сих думает, что встретил в моём лице сумасшедшего — хожу по своему городу, фотографирую надземные переходы. Я бы тоже, наверное, такой вывод сделал. Ну да пошли дальше.
Идти нужно по Майлина. Повернул направо, на улицу Бухтарминскую, дабы подивится на несметное количество полицейских и отсутствие переходов. Помятуя, что полицейский рассказал о переходе улицы на пофиг, если не видно переходов, советом не воспользовался. Ибо остальные могут и не знать, да и жить я люблю, чтобы перебегать хайвей.
Возвращаемся назад, к «приветствию». Пешеходный переход со светофором там.
Территории около аэропорта сильно отличаются от соседних. Обычно возле международных аэропортов в миллион раз пафоснее и чище, чем вокруг. Так и тут.
Аэропорт
Спустя пару минут подхожу к аэропорту.
Возле аэропорта ожидаешь посмотреть взлетающие и садящиеся самолёты — но в небе их никогда нет. Посмотреть стоящую технику тоже не получится — на взлётную полосу тебя никто не пустит. Аэропорты всегда устроены так, что самолёты остаются за пределами области обзора посетителей аэропорта. В бишкекском Манасе на самолёты можно посмотреть из курилки в зоне ожидания, но никак, если никуда не летишь.
Всё самое интересное — на взлётно-посадочной. Даже если не брать в учёт самолёты, остальная техника привлекает внимание. Это и подвижные трапы, и уборочные машины, даже автобус, который везёт тебя от самолёта — и тот никогда не встретишь на городских улицах. Это как попасть на другую планету, так всё там необычно. Но сегодня я туда не попаду, потому будем смотреть снаружи, на здание. А пойду я через автомобильный выезд.
В аэропорту платная парковка на 170 авто. Стоимость парковки за сутки — 300 тенге. Если уезжаешь раньше, чем через час — парковка бесплатна. Так пишут в интернетах, не проверял. Парковка в городе в разы дороже, и это странно.
Никто не мешает войти через выезд для авто. Никого, кроме технического персонала, здесь нет. На камеру никак не реагируют, ходить можно куда и как угодно. Вот я и пошёл, к зданию, напоминающему аэропорт города Краснодар.
Старое здание алматинского аэропорта построено в 1936 году. Перестроено в 1957 году, в 1975 году провели реконструкцию, а в 2010 году завершили капитальный ремонт. Говорят, что сейчас не осталось ничего от того, чем это было сначала.
Что происходит в старом аэропорту сейчас — не знаю. Узнаю — дополню статью. Справа от здания старого аэропорта — VIP-терминал прилёта. Ещё правее — «новое» здание аэропорта Алматы.
Международный аэропорт «Алматы» — крупнейший аэропорт Казахстана. Принадлежит компании Venus Airport Investment B.V., зарегистрированной в Нидерландах. Компания принадлежит нашим согражданам, что ни подтверждается, ни опровергается — конечный владелец неизвестен. Основное здание аэрорта построено в 1974 году. Уже при независимом Казахстане аэропорт приобрёл текущий облик.
В здание не вхожу, ничего интересного там нет. Самое интересное в 5 часов вечера 30 декабря — приготовление к Новому году. Потому ищу пути для отступления. Прямо с перрона вокзала алматинского аэропорта отходит автобус — маршрут 92. В отличии от московских аэроэкспрессов и привокзальных автобусов, стоимость проезда от аэропорта — 80 тенге, как обычно. Это крайне здорово, с учётом, что 92 маршрут идёт через центр, сквозь весь город, до микрорайонов.
Автобус ходит каждые 5-7 минут, долго ждать не пришлось. Стоит минуты две, долго ждать отъезда не нужно. Это конечная остановка 92 автобуса — есть шанс залезть поглубже и сидя доехать до точки назначения. Ну я и поехал.
Печально, что не заснял ни одного самолёта — фотографии были бы в тему. Видимо, придётся скататься к аэропорту ещё раз, для авиаспоттинга. Говорят, бывают официальные сессии, когда пускают на территорию. Подождём.