Первый день в Самаре провели в историческом центре. Первую половину дня гуляли в окрестностях набережной – дошли до площади Славы. А вторую часть дня провели в окрестностях местного арбата – улицы Ленинградской и рядом. Второй день оказался куда интереснее – когда вроде весь «центр» посмотрели, и остался только какой-то район к северу. Как выяснилось, основная Самара как раз там и есть. Сегодня смотрим те районы, где живут люди и ходят метро. Маршрут – добраться до Самара-Арены, и к вечеру вернуться к вокзалу, откуда уезжаем ночным поездом в Саратов.
Улица Фрунзе
Вышли на улицу Фрунзе, но в итоге как обычно пошли лесенкой, сворачивая куда глаза глядят. Конечная точка назначения этого отрезка – набережная у «Ладьи».
Площадь имени Куйбышева, Самара
Маршрут случайно зацепил площадь. Тут мы вчера уже были, и площадь была полностью оцеплена, для дизинфекции. Сегодня повезло больше – за ночь ограждения сняли.
Площадь имени Куйбышева – одна из крупнейших в Европе. Ей 150 лет, и состоит она из четырех скверов по краям, плюс большой площади асфальтового покрытия. Выглядит грустно, и не воспринимается целостно – как будто четыре сквера никак не связаны между собой. Посреди площади Куйбышева – театр оперы и балета. Он стоит на месте уничтоженного в тридцатые годы кафедрального собора. Да и сама площадь сто лет назад носила название соборной площади.
Площадь Сельского хозяйства
Ну и название придумали для площади, скажу я вам. Этот район переходный – от исторического шикарного центра, к рабочим районам на востоке. Здесь гораздо шумнее, чем в центре, но атмосфера в целом приятная. Если бы я более-менее часто бывал в Самаре, хотел бы останавливаться где-нибудь здесь.
Отсюда прошли до проспекта имени Ленина. Так обычные улицы не называют, это должна быть одна из самых центральных улиц города.
Дошли до Осипенко и свернули налево – к станции метро Алабинская.
Октябрьская набережная
Это продолжение той набережной, по которой гуляли вчера. Набережная в Самаре очень протяжена по берегу Волги. Октябрьская для нас интересна одной деталью – скульптурой Ладья.
Еще один крупный объект на набережной – туалет. Огромный туалетный комплекс. Там чисто и бесплатно. В видео на ютубе показывал, что внутри.
Такая же ладья почти всю историю присутствует на логотипе автомобилей Волжского Автозавода. Производятся Лады в Тольятти, а оттуда до Самары – рукой подать. Ладья как раз смотрит примерно в сторону соседнего города. Установлена здесь в 1986 году, в честь четырехсотлетия города. Одна из трех главных достопримечательностей города – еще в этом списке эта самая Октябрьская набережная и монумент Славы. Хотя мне кажется, в Самаре много объектов покруче перечисленных.
Метро в Самаре
И наконец, добрались до метро. Я обожаю метро – как основная достопримечательность для меня. Алабинская – современная конечная станция самарского метро. Отсюда можно уехать только в «жилые» районы, которые когда-то считались рабочими. Фотографировать в метро разрешили буквально десять лет назад, так что нам можно сказать повезло.
Ехали до станции Советская и по пути не выходили. Ради экономии времени фотографировал станции в моменты остановки, потому особо хорошо разглядеть не удалось. Да и снимал я их скорее на видео, нежели на фото – потому лучше посмотреть видео в ютубе.
По ощущениям, самарское метро больше всего похоже на казанское – только поезда старше. Пахнет совсем новым метро – будто открыли лет десять назад. Навевает ностальгию – в алматинском метро, открытом в 2011-м, точно такой же запах.
В завершение, я позволю себе процитировать подписчика ютуб-канала, который рассказал о метро лучше, чем о том пишут в википедии.
Подписчик о метро Самары
Самарский метрополитен был открыт 1987 году. У Самары есть некая традиция, открывать станции метро 26-31 декабря. Самарский метрополитен называют чемоданом без ручки – выкинуть жалко и тащить городу на плечах тяжело. Метрополитен строился для доставки рабочих к заводам, поэтому первый пусковой участок был в отдаленном районе Самары. Но такое решение было принято уже после снятия первого ковша грунта (нынешний перегон Российская-Алабинская). Перегон законсервировали. Кстати, именно из-за этого станция «Российская» имеет боковые платформы и может вмещать на платформу 6-7-ми вагонные составы, но часть станции отделена и скрывается за металлическим листом.
Вместо станции «Юнгородок» по проекту должна была быть построена подземная станция «Крылья советов». В сроки не успевали и метрополитену поставили ультиматум, либо открываете 4 стации, либо не открывайте вообще. И менее чем за год, из г**на и палок, на территории электродепо, была построена станция «Юнгородок». Юнгородок изначально должна была быть временной, как Питерская станция метро «Дачная», но как говорится, нет ничего постоянного, чем временное.
Перегон от станции Московская до станции Алабинская (через Российскую), однопутный. Поскольку нет денег достроить оборотный тупик, за станцией Алабинская. Из-за этого интервал на линии 10 минут. Часто бывают сбои в работе метрополитена, именно из-за этого участка. Неопытные машинисты попадаются на этом участке и останавливаются в перегоне, так как пропадает лампа направления движения и они вынуждены плестись 15-20км/ч и ловить частоту. А как вы понимаете задержка хотя бы на 2 минуты, вызывает большие проблемы на всей линии. Поезда конечно в туннелях не встают, но на станциях (если на однопутке задержка), могут простоять больше пяти минут.
Недавно купили 4 новых вагона. Так как срок эксплуатации наших «номерных» у некоторых истек, а у некоторых истечет в ближайших 2-3 года.
Парк дружбы, Самара
Сейчас мы в Советском районе. Приехали сюда только потому, что 2гис показал маршрут трамвая, на котором можно доехать до Самара-Арены. Этот район не внушает особого желания лазать по дворам, но и здесь немного посмотрим местность. Например, сделаем небольшой крюк через Парк дружбы.
Здесь чисто, и вроде как безопасно. Для спального района самое то. Как туристический объект особого внимания не заслуживает.
Улица Победы, Самара
Вышли из парка на улицу Гагарина – чуть дальше она переходит в улицу Победы. Направляемся к пересечению с улицей имени 22-го парт-съезда.
Нет, на самом деле ничего страшного в этом районе нет. Ну, обычный жилой район – вроде как спальник. Только что дорога центральная. Ремонтируют его. Я бы, конечно, поработал над визуальным стилем улицы – расчистить нагромождение вывесок и вариативность балконов.
По Победы дошли до станции метро «Победа». Здесь ходит трамвай, который предположительно довезет нас почти до самого стадиона Самара-Арена.
Поездка на трамвае по Самаре
Трамваи мне нравятся только тем, что едут неторопливо, и из его окон можно получить дополнительное представление о городе. Это приятное с полезным – едешь к определенной точке, но не теряешь времени в дороге. А так я на трамваях не езжу вообще.
А вот комментарий уже цитированного мной эксперта, скопирован из комментариев в ютубе:
Трамвай в Самаре – основной вид общественного транспорта. Даже автобусы и маршрутки проигрывают. Самый непопулярный вид ОТ – метро, перевозит в районе 9%. Автобус в районе 30%, а троллейбус в районе 20%. Трамвай – 41%
До стадиона мы не доехали. Трамвай каким-то невероятным образом ездит не до стадиона, а до проспекта Кирова, по Ново-Садовой. Там нам пришлось выйти – буквально в трех километрах от стадиона. И тут началось абсолютно бессмысленное и неувлекательное приключение – как добраться до Самара-Арены.
Как добраться до Самара-Арены
Там, около Кирило-Мефодиевского собора, находится остановка. По ней ездит автобус маршрута номер 50 – и это лучший автобусный маршрут в Самаре. Он едет сквозь весь город, от самого вокзала, куда-то в пригород. На него мы и сели, доехать эти несчастные пару километров до стадиона.
Потом что-то произошло – перезд в забитом автобусе, где все без масок, а мне негде было поставить рюкзак. В окно особо не смотрелось, а на карту я посмотрел слишком поздно. Так мы проехали планируемую остановку, ровно на одну.
Отсюда проглядывалось два варианта: пойти по улице «Арена 2018», или вернуться на остановку назад. Судя по карте, второй вариант оказался выгоднее, и мы попилили. Атмосфера там – будто по федеральной трассе идешь в другой город.
Не буду томить (фотографий все равно нет – только видео), до остановки дошли. Выхода на арену там никакого нет. В смысле, с Демократической к стадиону не пройти – хотя, что могло быть очевиднее? Но там вообще какая-то промзона и одна дорога – через частный сектор. Так идти я не рискнул, потому взяли такси, которое привезло нас прямо к стадиону – через ту улицу Арена 2018.
Самара Арена
Для меня ответ на вопрос однозначный – стоило. Потому что стадионы стали в этом путешествии предметом, фотографии с которым собирал на память. Но сам по себе стадион – такое себе. Куда интереснее парк в округе, однако сходить туда не хватило времени. Попросили такси подождать нас, пока сделаем пару фотографий – чтобы не вызывать кого-то в эту глушь.
Такси довезло нас до точки, откуда и забрало – до остановки, откуда можно уехать на 50-м автобусе. Время стремилось к вечеру, потому долго не придумывали, поехали в сторону вокзала. По дороге фотографий не делал, потому вжух, и переносимся на час вперед. В ту сторону, кстати, автобус гораздо свободнее.
ЖД Вокзал Самара
Вообще, по дороге еще видел ЦУМ, потому в планах было сходить сначала туда. Потом переиграли планы и пошли сначала поужинать. Пока ужинали, на улице потемнело, потому получилось так, что вокзал – последняя точка, посещенная в Самаре.
Пошатались по округе, взяли чего-то в дорогу, да и пошли на вокзал.
Правда, половина объектов внутри (типа детских уголков) были торжественно закрыты, в честь сами знаете чего. Людей на вокзале немного, и это даже добавляет некоторого шарма месту. Еще там бесплатный вайфай, и все в принципе хорошо.
Ровно в 12 ночи мы покинули Самару, и под мерный стук колес направились на юг. Вагон-купе – самый комфортный, в каком мы когда-либо ездили. Там и кондиционер, и внезапные два USB-разъема у каждого места.
Саратов, в свою очередь, нас ждал к девяти часам утра.
Помимо сайта, рассказываю про второй день путешествия в Самару в своем блоге на ютубе – там то же самое, но в динамике и голосом (информации тоже больше). Мне будет приятно, если лайкнешь видео и подпишешься на канал.