Два с половиной года назад я продал свою последнюю машину. Причин было несколько: поездки стали ограничиваться тремя-четырьмя в месяц, в Алматы начали повальное внедрение автобусных полос и платных парковок. Буквально через пару недель после продажи машины, то место, где автомобиль стоял последние пару месяцев за ненадобностью, также оказалось платной парковкой.
Два с половиной года я фактически не ездил за рулём. За это время поменялось расстояние от дома до работы, и добираться до неё пешком стало невозможно. Машину так и не купил, сыграл ещё один весомый аргумент против владения собственным автомобилем – стоимость его содержания. Заменой личному авто стали автобусы и такси. Сегодня я попробовал воспользоваться сервисом каршеринга Anytime, а в этой статье рассказываю, что это такое, и может ли каршеринг быть выгоднее своей машины.
Что такое каршеринг
Каршеринг, по-русски, аренда автомобиля. Но не стандартная, когда тебе нужно ехать в офис, каждый раз заключать договор, оставляя залог, предоплату и кучу личных данных. Каршеринг – система, позволяющая взять ближайший к тебе автомобиль, доехать куда надо, да там машину и оставить. Или вернуться на ней туда, откуда приехал. Каршеринг – такое такси, в котором нет водителя.
В Алматы каршеринг развит не особо. Пару лет назад подобный проект запускался, и вроде бы сейчас работает, но я до него так и не добрался – какая-то сложная у них система, и машину нужно оставлять там, где взял. Каршеринг сильно раскачан в Москве – рынок каршеринга, появившийся всего в 2014 году, сейчас вмещает с десяток профильных компаний.
Одна из московских компаний приехала и к нам, в Алматы, в октябре 2018. Речь идёт об Anytime – пионере на рынке московского каршеринга, выросшего там сейчас до невероятного размера (ради интереса, посмотрите на карту) и такого же невероятного автопарка (у них там от BMW до Ferrari). Кое-что перепепало и нам, в Алматы. Anytime в Алматы пришёл с машинами одной модели – Volkswagen Polo, в количестве 100 штук. Насколько мне известно, ребята планируют подвезти ещё машин и расширить линейку моделей. Так или иначе, 100 машин вполне достаточно для пилотного запуска в новом городе.
Регистрация в Anytime
Все операции с сервисом проводятся в мобильных приложениях, приложение Anytime есть и под андроид, и под айос. После скачивания приложения, в нём нужно зарегистрироваться. Регистрация относительно простая, но под рукой нужно иметь удостоверение личности и водительские права – их попросят сфотографировать. Фотографируете, отправляете, получаете одобрение и можете ехать. При регистрации можно указать промокод – MVKRFSEN, он что-то должен дать, что именно – не понял. Я в самом начале через такой промокод получил целых 40 минут бесплатной поездки, попробуйте, потом напишете, сколько дали. По времени, в моём случае, проверка документов заняла минут 20. Это при том, что регистрировался на самом старте, когда интересующихся было более, чем много.
В городе на два миллиона человек, 100 машин не так много, и шанса встретить автомобиль под боком может не быть. Улыбнулась удача, и целых две машины оказались в пятиминутной пешей доступности. Машину можно бесплатно зарезервировать на 20 минут – этого достаточно в большинстве случаев. При резерве более, чем на 20 минут, придётся заплатить по 13 тенге за минуту, как за режим ожидания.
Помимо просмотра доступных автомобилей и возможности их резервации, карта содержит ещё чуток важной информации. Часть карты размечена фиолетовой маской, а при большем масштабе можно заметить синие контуры. Первая область означает пространство, в котором можно оставить машину после завершения аренды, а вторая – границы, внутри которых разрешено движения. Что будет, если нарушить правило парковки или выезда за границы, непонятно. При парковке вне разрешённых для оставления машин границ, вероятно, придется платить за «ожидание».
Аренда машины через каршеринг Anytime
Первое, что нужно сделать до того, как воспользуетесь машиной, осмотреть её снаружи. Конечно, по-хорошему нужно посмотреть и изнутри (документы там, общее состояние), но я, на радостях обо всём забыл, ограничившись внешним осмотром.
Я смотрел на машину с позиции интереса, скорее, нежели реального осмотра состояния. Потому, когда система предложила оценить мне машину, не думая нажал на «палец вверх», чем принял машину. То, что бампер имеет щель с кузовом, увижу позже, во время второго «просмотра ради интереса».
Прогрели машину (минуты четыре) и поехали. После прогрева обороты опускаются примерно до 750 оборотов/минуту – интересно для бензинового 1.6 литрового двигателя. Печальный момент зимы для каршеринговых машин – пользователи могут игнорировать прогрев экономя своё время/деньги. Как можно было бы решить эту проблемы – не знаю.
Обзор Volkswagen Polo – машины энитайм
Поехали мы на Новую площадь, на парковку перед банком. Нужно было место с минимумом людей, чтобы не стесняясь посмотреть, что за зверь используется в качестве каршеринговой машины. Парковки Aparking для машин Anytime бесплатны, тем не менее некий гражданин таки сфотографировал номер машины и саму машину.
Комплектация машины минимальна в линейке «Поло» (среди моделей с «автоматом»). Это Trendline с 1.6 литровым двигателем (110 лошадиных сил) и автоматической коробкой передач. Конкретно эта машина выпущена в 2018 году.
По-моему, эта ливрея выглядит хорошо. Она же выделяет машины Anytime из потока.
Бампер снимали, и вероятно, стоит уже не родной. Отсюда и повреждения номерного знака, которые никак не сочетаются с состоянием бампера, на котором он висит. В такие моменты чувствуешь ментальную боль и обиду за машину, которая полгода назад выехала из ворот завода.
Ещё есть бардачек, а в бардачке документы. Стандартный набор: страховка, техпаспорт, топливная карта. Остальные документы нужно иметь свои и при себе: удостоверение личности и права на вождение.
Впечатления от вождения «Поло» нейтральные. Эта машина хорошо держит скорость, быстро её набирает. При том нет никакого желания ехать пафосно-медленно, но и переключение на скорость выше (которое происходит при 3 тысячах оборотов) не вызывает желания поддать газу. Кикдаун у машины есть, но подозреваю, что это скорее из-за медленного автомата – кнопки под педалью газа, какая была в моей первой Mazda 323F GT не обнаружил.
В целом, автомобиль хороший. Он выглядит, пахнет и едет как должен – как новый автомобиль. Нормальная машина с-класса, с мощностью, маневренностью и управляемостью, достаточной для использования в городских условиях. Габариты понимаются сразу, проблем не возникло. Зеркала отличные. Привыкание к поведению автомобиля занимает минут пять, что стало для меня сюрпризом, после двух с половиной лет отсутствия опыта. Коробка автомат мне как не нравилась, так и не нравится – уменьшает ощущения и динамику, в сравнении с «механикой». Здесь стоит коробка типтроник, но переключать скоростя вручную на автоматической коробке – издевательство и над собой, и над машиной.
Посмотрели на машину, решили ехать дальше. Здесь ждал сюрприз: забыл нажать на «разблокировать машину» в приложении и попытался завести её. Зажигание срабатывает, машина набирает около 100 оборотов на тахометре и глохнет. Было бы неплохо, если бы приложение сигнализировало о том, в чём проблема. Я уже успел перепугаться: может аккумулятор сел или ещё что случилось серьёзнее. Обошлось. Разблокировал, завёл, поехали.
Поездка на Медеу с каршерингом Anytime
День оказался свободным, потому поехали туда, куда обычно ездят все алматинцы. Не на Шымбулак, как те, которые на вертолётах летают, а потом катят на поле для гольфа, а на Медеу. Каршеринг для поездки в те места – идеальное решение. Потому как альтернатива всего одна: 12 автобус, отходящий от Достык-Курмангазы. Он всегда полный в выходные дни, там всегда собираются шумные компании молодёжи, а ехать далеко и долго. Дороги же на Медео всегда свободные. Плюс, это поездка снизу вверх, что позволило бы потестировать поведение машины при подъёме. Выехал с Новой площади на улицу Желтоксан, дал круг через Абая до Достык и покатил вверх.
Мне кажется, за два года, пока меня не было на дорогах, общий уровень культуры вождения вырос. Тебя никто не подрезает, тебе не фарят и не сигналят, когда едешь по правилам. Это в целом о поездках в этот день, культурно даже на ВОАД и Ташкентской, куда мы приедем позже.
Поездка до Медеу заняла всего 31 минуту. От Площади до Медеу оказалось 16.2 километра.
На Медеу было хорошо. Здесь не только больше солнца, чем в городе, но и на порядок теплее. Машина испытание дорогой до Медеу прошла отлично. Подъём для неё труда не составил – когда нужно, и скорость набирает, и едет не отклоняясь от курса. Кажется, «Поло» даже не напрягался при подъёме, не смотря на свои «один-и-шесть». Спустя пятнадцать минут пребывания, начали спуск вниз. Забегая вперёд, скажу, что и спуск машину не напрёг. Палёными колодками, слава Б-гу, не пахло. Это мой особенный страх, что что-то произойдёт с тормозной системой, не важно насколько масштабное.
Спустились до Аль-Фараби, свернули направо, на ВОАД. Прохватил разрешённых 80 километров в час до поворота на Толе Би. Доехал до Абылай-хана и свернул к Райымбека. Где судьба мне и позволила вспомнить, что такое стоять в пробке. В этот раз по 44 тенге/минута – сразу понимаешь смысл поговорки «время – деньги». Благо, долго не стояли.
Минут через десять были около Субару-центра, места, рядом с которым взяли машину несколько часов назад. Припарковался, вышел, оглядел ситуацию.
Настало время прощаться с машиной. Знаете это чувство, когда ставишь свою машину у дома, и несколько раз перепроверяешь, всё ли закрыл, всё ли выключил? Здесь то же самое, только машина ещё и не моя. Вот чеклист.
Тут настала пора закрывать машину. Это делается также из приложения – кнопкой «завершить аренду». Сразу после завершения, двери запираются, а тебе на экран выводится краткая информация о поездке – длительность и стоимость. Чуть больше информации прийдёт на электронную почту, как после поездки на убере.
При завершении аренды в приложении машина моргает аварийкой, как бы прощаясь. Грустное такое чувство. Как с той самой своей машиной, которой чуть ли доброй ночи не желаешь, когда закрываешь вечером. Через двадцать минут после окончания аренды, машина нашла следующего временного владельца, и укатила по чьим-то делам. Да, я следил из приложения.
Выгоден ли каршеринг?
Одной из причин отказа от личного авто стала экономическая нецелесообразность. Даже не принимая в учёт стоимость самого автомобиля, владение приносит с собой кучу трат. Например, сразу после покупки последней машины, мне пришлось потратить около 150 000 тенге только на резину (это ещё по старому курсу). Стандартные процедуры, которые проводятся раз в полгода, на старте добавили к тратам 10 000 тенге на замену масла и примерно столько же на замену тормозных колодок и шлангов.
Страховка – 25 000 тенге. Техосмотр – 3 000 тенге. Обязательно нужно было поменять коврики в машине – еще тысяч 15. Поставить нормальную магнитолу (чтобы с USB и AUX) – 25 000 тенге. Потом через полгода владения полетела печка – кажется, за ремонт отдал 50 000. А там и зима наступила, требующая дополнительных вливаний в машину. Теперь вспомним про бензин, который тогда стоил 105 тенге, а сейчас перевалил за 150 тенге за литр. Мойка автомобиля. Платные парковки (на самом деле, так я ни одной и не воспользовался, успел продать машину до того, как это стало мейнстримом).
По прикидкам, на старте к стоимости машины добавилось 230 000 тенге. Ещё тысяч 80 добавилось в первые полгода использования. Сколько было потрачено бензина на то, чтобы передвигаться от дома к работе и обратно, и не скажу. Допустим, тратилось 20 000 тенге в месяц – получается, 240 000 в год. Это была маленькая, недорогая машина с двигателем в 1.6 литра. Если взять что-то среднее и посвежее, цифры могут вырасти в несколько раз. Подводим итог, получаем около полумиллиона в год только на использование. Больше года на одной машине не ездил, потому траты не размазываются, и повторяются при покупке новой машины.
В фольксвагенах энитайма всё перечисленное есть уже на моменте, когда ты открываешь дверь. Машина всегда заправлена, помыта и готова к использованию. Я посчитал, при аренде по максимальной цене, 44 тенге за минуту, на полмиллиона можно проехать почти 190 часов. В году 252 рабочих дня. Если поделить доступное время на количество рабочих дней, то вполне можно рассчитывать на то, что не выйдете за пределы суммы, которую потратили бы на содержание собственной машины. Бонусом получите отсутствие головной боли и экономию времени по пунктам, которыми лень заниматься самостоятельно: поездки по автосервисам, страховым и автомойкам.
Теперь усложним задачу и представим, что машина вам на все эти 252 рабочих дня не нужна. Например, ездите вы за рулём только по выходным, в «Магнум», или проведать родителей. В этом случае выгода каршеринга становится очевиднее, потому что большую часть из того полумиллиона отдадите даже если машина будет стоять без движения в гараже.
С каршерингом по цене может конкурировать классическое такси. Но экспириенс самостоятельного вождения автомобиля приходит только во время самостоятельного вождения автомобиля.
Отзыв на каршеринг Anytime
Всё отлично, ни приложение, ни машина вопросов не вызвали. С учётом грядущего пополнения в автопарке, нас ожидает игрок рынка, который этот рынок создаст. Ребята проделали огромную работу, в крайне сжатые сроки. Это я сужу по датам выдачи техпаспортов и страховок и дате официального запуска.
Цена пользования каршеринга Anytime адекватна, если смотреть поминутные тарифы. Посуточный имеет только один плюс: на твоей машине никто не уедет. Ограничение посуточного тарифа в километрах, до 110 километров за сутки (далее дополнительная оплата). Совсем непонятно наличие в тарифной сетке вариантов с приставкой «Сказка». Они дороже, при том, что отличаются меньшей суммой страховых гараний. Либо в «ответственность за ДТП» указана сумма, которую должен будет при случае оплатить пользователь. Непонятно.
Ну и конечно, рубрика «меня не спросили, а я посоветовал». Если бы меня спросили, что можно добавить в Anytime, то я бы со своей колокольни ответственно заявил: было бы классно, если бы отображалось время, когда предыдущий арендатор оставил машину. Так можно было бы заранее знать, холодно в машине или тепло, нужно её греть или не нужно. По поводу границ передвижений, вероятно, спрос был бы у возможности оставить машину на Медеу. Например, два горных маршрута предполагают, что ты окажешься в другом месте и машину забрать не сможешь. Это поход от Медеу до Алма-арасана через Кок-Жайляу и поход от Медеу до Бутаковки. Те, кто едет на Шымбулак на целый день, тоже вряд ли захотят платить за ожидание. Но это всё хотелки и вкусовщина, система и так работает хорошо.