В Шымкент ездил в августе 2016 года. Поездка тогда случилась случайно: планировали на Иссык-Куль, но буквально за два дня до поездки передумали и рванули в трип по югу Казахстана. Сначала, на автобусе с Сайрана до Тараза, сутки там, а после на двое суток в Шымкент. Было страшно, первая поездка по югам, плюс все эти слухи. Обошлось — по факту Шымкент оказался крайне тёплым, во всех смыслах, городом. Уезжая, оставил с собой мысль о том, что в Шымкенте было бы неплохо жить. У меня вот есть друзья-алматинцы, которые переехали на постоянное место жительство, я никогда этого не понимал, а тут вдруг понял.
По итогам поездки в блоге вышло несколько статей: о том, каково алматинцу в Шымкенте и по знаковым местам, типа Шымкентского дендропарка, парка Независимости и парка Абая. Ездили мы почти осенью, и погода крайне отличалась от того, что происходило в Алматы. Тут мы поехали весной, и посмотрели на весенний юг Казахстана. В прошлогодней поездке до Душанбе проезжали мимо Шымкента дважды: по дороге туда и обратно. Была ночь, и этот «осмотр» нельзя считать валидным.
В этот раз мы приехали в Шымкент в канун Наурыза, 21 марта, ближе к вечеру. Сняли квартиру и отправились гулять. Всего пробыли в городе двое суток — за это время, в основном, бегали по тем же местам, что и в 2016 году: вспоминали. Из нового — посетили Шымкентский зоопарк. Обо всём рассказываю в этой и следующей статьях. Чтобы сильно не раскидываться темами, в близком к хронологическому порядке.
21 марта: пока искали квартиру
После того, как первую половину дня 21 марта провели в Ташкенте, доехали от границы до Шымкента и оказались прямо на площади Аль-Фараби. Площадь — фактически, центр города. Из знаковых мест здесь Русский театр драмы и достроенный ТРЦ Shymkent Plaza. Последний как раз строился, когда мы были в Шымкенте летом 2016 года. Квартира, которую сняли в прошлый раз, тоже находилась на площади — со стороны улицы Момыш-улы.
Здание Шымкент-плазы отдаёт алматинцу знакомыми формами Достык-плазы, только что размерами в пару раз меньше. В ТРЦ мы зайдём, но не сегодня.
С автомобилями здесь не сильно хуже, чем в Алматы. С культурой вождения, кажется, даже лучше — вопреки всем стереотипам. После того, как приезжаешь из Кыргызстана куда угодно, начинаешь чрезмерно внимательно обращать внимание на автомобили при переходе дороги. В Шымкенте столкнулся с кейсом, когда водитель остановился, когда мне оставалось до зебры метров пять. Это с учётом того, что в Шымкенте камер на сто порядков меньше, чем в Алматы.
Искать квартиру начали на площади. Обзвонили номеров пять из «крыши» и нашли приемлемый вариант в районе «киялы алемi». Это мы уже идём к квартире. После хозяйка перезвонит мне и расскажет, что арендаторы решили задержаться ещё на сутки, и нам нужно искать другой вариант.
Где-то на этом моменте мы нашли другой вариант жилья, тоже на Айбергенова, и вписались. На часах было шесть вечера, значит пора найти что-то поесть, потом надо закрыться в квартире и ждать утра. В любом другом городе я бы «закрывался» уже в шесть, но в центре Шымкента это вполне себе спокойное время. Еду искать пошли по улице Туркестанской, в сторону Центрального рынка, что на Толе Би — Казыбек Би.
Вечер в Шымкенте: Центральный рынок
Да-да, здесь латинский вариант казахского языка запилили уже на государственном уровне. В Алматы я знаю одно место, где на маленькой табличке муниципальной организации казахский язык прописан латиницей. В Шымкенте мы увидим латиницу ещё не раз.
Туркестанской улице больше ста лет, она одна из центральных улиц города. Ведёт к историческому центру, туда, где Казыбек би и рынок.
Мы проходим мимо Казыбек Би — сразу за перекрестком находится Дворец бракосочетания с интересным сквером имени Шамши Калдаякова вкруг. До рынка можно дойти по улице Ташенова, огибающей центральный базар.
Шамши Калдаяков — автор современного гимна Казахстана. Родился в Южно-Казахстанской области (1930 год), но жил и умер у нас, в Алматы.
В сквере Шамши Калдаякова до нас пристала цыганская девочка. Ну как обычно: есть че по мелочи, помоги страждущим. Дабы не вступать в диалог, попробовал ответить ей на немецком. Не прокатило, как и с английским. Вспомнил в своём лексиконе пару слов на иврите («ани ло медабер»), и о чудо — девочка услышала знакомые слова и попыталась говорить со мной на каком-то своём языке, который я не понял. Как поняла меня она — не знаю, важно что поговорив со мной на своём, цыганском, она весело умчалась в закат.
Центральный верхний рынок Шымкента
Если загоняетесь по рынкам, то на центральный шымкентский рынок сходить стоит. Его представляют, как восточный, шумный рынок, как на тех картинках. Конечно, он восточнее, чем прилизаный алматинский «Зелёный базар», но после ошского рынка (который в Оше), кажется спокойным и культурным.
На самом деле, в кольце улиц Туркестанская-Адырбекова-Толе би-Ташенова несколько рынков. На востоке находится верхний рынок «Казына». Но мы идём в основной, стена которого видна с улицы Ташенова. На ту сторону заглядывали в 2016 году. Думаю, туда стоит сходить, поглядеть на колорит местности.
Зайти можно как с центрального входа, так и через ворота, что с улицы Толе Би. Во втором случае, вы попадёте туда, где продают прям восточные товары — лепешки, овощи-фрукты. Туда мы и направились. На рынке запрещено фотографировать, а играть в шпиона вечером 21 марта мне никак не хотелось. Нормально там, на рынке. Примерно как на алматинской Алтын-Орде, а то и культурнее. По ценам — стало дороже, уровень той же Алтын-Орды.
Взяли, за чем пришли и пошли с рынка вон. На всё про всё потребовалось пятнадцать минут.
Улица Толе Би
Возвращались «домой» через площадь Ордабасы, Казыбек Би и по Туркестанской, как пришли.
Далее фотографий не делал. Спустились до Туркестанской, зашли в супермаркет, закупились по мелочи и побрели домой. Дома ничего интересного не происходило, поужинали и отдыхать, перед первым полноценым днём в Шымкенте.