Что делать в Астане?
Обычно стараюсь в чужих городах вставать по утрам пораньше — людей нет, тихо, спокойно, прохладно. В Астане же по утрам ожидалось более, чем прохладно, а людей и днём не густо. Посему даже будильник не ставили — возможность выспаться в мини-отпуске.
Эта статья будет о каких-то общих вещах, типа транспорта или навигации в Астане. Посмотрев в предыдущий день фактически весь город, где его следует смотреть, во второй день шатались по второстепенным местам. И продолжили делать это на следующий день, 9 мая — что я не буду выносить в отдельную статью.
Пешком по Правому берегу
Мы вышли на уже знакомый вам проспект Республики, прошли чуть в сторону Гёте и свернули на первой попавшейся улице. Просто чтобы охватить больше пространства объективом. Не смотря на то, что на часах был уже час дня, а на календаре — выходной, на улице тихо и пусто.
Скамейки в Астане классные, почти везде. Потом покажу, где не классные. В целом, стандартные алматинские скамейки, по сравнению, УГ.
Районов в Астане три: Есиль, Сары-Арка и Алматы. Первый район занимает весь левый берег. Сары-Арка и Алматинский делять между собой правый берег. Граница их проходит аккурат через проспект Республики. В прошлый раз я снимал квартиру в районе Сары-Арка, в этот — Алматинском районе.
Напротив министерства финансов — небольшой парк. Аллея упирается в музей Первого Президента.
Вот так вот весело и задорно мы подошли к пешему мосту через Ишим — мост «Серуен». Здесь предлагаю сделать лирическое отступление и обсудить одну весьма интересную вещь.
Навигация в Астане
Да-да. Астанайская навигация заслуживает отдельного внимания. У нас, в алматах, с ней всё просто: вон там — верх, тут — низ. Сюда ходи, сюда не ходи. Город начинается на Розыбакиева-АльФараби, заканчивается в районе Зелёного базара. В Астане сложнее. Потому местные крутятся, как могут.
Интересная, но бессмысленная в своей сути вещь. Работала бы хорошо, если это в пределах одного парка. Тут эти столбики с указателями стоят в центре и ни разу не помогают ориентироваться. Да и нужны ли они, если есть 2GIS с картами Астаны?
Такие карты сейчас есть и в Алматы. Сверху — элемент, поглощающий энергию Солнца. Сама конструкция, полагаю, ещё один символ EXPO-2017, с его лозунгами о чистой энергии.
Гениально простая вещь — вешать указатель пересекаемой улицы не НАД ней, а заблаговременно. Молодцы. К сожалению, это единичные случаи.
Это — моё любимое. Это — классно. Это — для людей. Таблички на светофоре показывают, какие улицы пересекаются и в каком направлении. В Астане такие указатели были уже в 2014 году. В Караганде тоже. У нас не могут додуматься до сих пор.
Заслуживает отдельного внимания навигация на остановках. Она касается общественного транспорта, а о нём я расскажу чуть позже. Не переключайтесь.
Астана парк
Вернёмся туда же, к мосту «Серуен», что проведёт нас на левый берег. Сразу за мостом — большой астанайский парк, с невероятно креативным названием — «Астана парк».
Виды с моста, конечно, радуют. С одной стороны — пляж, с другой стороны — река. Людей на мосту много, сами видите. Мост ходит ходуном, не смотря на внешнюю внушительность конструкции.
Конкретно эти, на фотографии выше, предположили что они — знаменитости, раз я их снимаю. Да, получается так, знаменитости. Ибо эту фотографию пару тысяч человек аудитории моего блога таки увидит. Встретите — передавайте привет ребятам.
Ну, парк. Ну, аттракционы. Не любил я их никогда, и места шумные не люблю. Потому прошли насквозь, умеренно быстро. Могу сравнить парк только с Парком Панфилова в Бишкеке.
В районе центра тенниса длинная бетонная аллея, под тип Арбата. С ярмарочными развлечениями, современным искусством и прочей дребеденью. Делать тут фактически нечего.
Рядом — этнокомплекс Атамекен. Не заходили.
Куда интересней горка, на которой стоит флагшток! Жаль, самого флага не было, так бы конечно показал на фотографии.
Эти деревья, между флагштоком и логотипом экспы здесь не просто так. Под каждым из них — табличка. Предполагаю, что с именем посадившего сюда дерево, как в шымкентском дендропарке. Почему-то, все деревья одного размера. В то, что все президенты/министры/послы приехали сюда одномоментно — не верю.
Далее наш маршрут лежал через дорогу. Там есть цирк и ещё один ТРЦ.
Отсюда мы вернулись на проспект Кабанбай батыра, чтобы уехать на самую окраину Астаны. Туда, где строятся объекты EXPO 2017. Считаю, что та часть города и сама выставка достойны отдельной статьи, потому читайте всё там.
Ехали мы на автобусе, уже третий раз за время пребывания в Астане. А значит, пришло время рассказать про городской транспорт — общественный и не очень.
Транспорт в Астане
Частный транспорт
Первое, на что я смотрю в каждом новом городе — машины. Я обожаю автомобили, не смотря на то, что уже год как пешеход. Ещё больше я люблю собственные субъективные статистики. Типа, в Бишкеке «крутые» ездят на MB W211, в Таджикистане люди предпочитают Opel другим моделям, а по дороге от дома до работы (10 минут лёгким шагом) обычно встречается от 10 до 40 Toyota Camry разных поколений.
В Астане только зарегистрированных в городе машин в районе 300 тысяч. Ездят они с номерами 01 (старый регион «Z» уже реже). Как подобает столице, здесь много «понаехавших». Всякие алматинцы, шымкентцы и россияне. По некоторым данным, за рулём большинства машин с расово-верными астанайскими номерами тоже сидят понаехавшие. Полиция в Астане жёстче, чем в любом другом городе, и проще слиться с толпой.
Средняя стоимость автомобиля на дороге — тысячи три долларов. По сравнению с Алматы (да даже Душанбе), на улицах Астаны сплошь дешёвые машины, что для столицы как минимум необычно. В 2014 году на улицах Астаны было море АвтоВазовских авто. Помню, был чутка шокирован: в Алматы «Лад» на пару порядков меньше. Сейчас их количество в Астане поубавилось.
Красивые номера в Астане любят, но сдержанно. Не так, как в Алматы. Вереницу внедорожников с номерами «777» и «001» в Астане не встретить.
Ещё водители в Астане агрессивные. Не-не, они не ездят на красный, и не бьют лицо медленным пешеходам. Они агрессивно срываются с места, агрессивно останавливаются. В городе много битых машин, которые беспалевно продолжают перемещаться по городу. Зомби.
На деле, автор этой статьи сам полгода ездил с битым задним бампером. Так и продал, не меняя. Предыдущую машину продал с битым передним бампером. Но там менять его и не планировал. Это для справедливости и про бревно в своём глазу.
Общественный транспорт
Из общественного транспорта здесь только автобусы. Такси в расчёт не берём: всё-таки более «частный» способ передвижения. В отличии от Алматы, в Астане ездят на автобусах иностранного производства. Если кто не знал, вот эти синие алматинские автобусы и троллейбусы собираются в Казахстане.
Стоимость проезда в астанайском автобусе — 90 тенге. Оплатить можно как картой, так и наличными. Разницы в цене нет. К слову, не видел ни разу, чтобы платили картой. Учитывая, что система запущена год назад, предполагаю, что она провалилась.
Под «картой» подразумевается система Astra (видимо, от Astana Transport). Есть целая градация видов карт. Даже для приезжих: когда покупаешь карту на 10 поездок за 900 тенге и ездишь. Нам, конечно, карта на 10 поездок нафиг не была нужна.
То, что написано LRT — ничего не значит, по сути. Потому что LRT в Астане только-только начали строить.
Автобусы в Астане — окей. Ездить можно. На остановках зачастую стоят стенды (типа того экрана, где «лрт»), на которых расписание автобусов, едущих через эту остановку. Ещё есть приложение на андроид, где можно следить за движением автобусов в реальном времени (Astrabus). Вот в Таразе эту систему сделали хорошо, в Астане хорошо, а в Алматы через одно место.
Другая сторона старого центра Астаны
Пока рассказ разделился, и мой фантом сейчас сочиняет текст про окресности EXPO, предлагаю сделать хитромудрый финт. Вернуться на правый берег, при том подвинувшись в хронологии часов на 15. На утро 9 мая. Именно в тот день, помятуя о том, что в 2 часа дня выезжать обратно в Алматы, мы таки встали рано. Не имея цели прогулки, пошли в противоположную от известных сторону.
Астана — город-контраст. С учётом её не особо большого размера, контрасты находятся друг от друга буквально в метрах. Про левый берег сказать нечего: его вот только-только застроили, он новый. А вот правому фактически 150 лет, и обновлять его начали только после переноса столицы в Акмолу.
И это так, ерунда. По Богенбай батыра можно пройти в сторону области. Там начинается хайвей, начинается с моста. С моста, с которого весьма интересные панорамы.
В этих краях своя собственная жизнь. Буквально в полукилометре от парадных улиц, люди здесь живут как бы сами по себе. Даже воздух здесь другой. И атмосфера, похожая на район нашей Алтын-Орды.
Важно понимать, почему я вставил этот отрывок в рассказ. Желающие попрекнуть меня тем, что пытаюсь показать столицу с неприглядной стороны должны почитать другую статью о Астане, где я веду экскурсию по Нуржолу. Подобные фотографии, «другой стороны» нужны для того, чтобы полнее понять картину, только и всего.
Итого, что мне там в Астане
Астана мне по-прежнему нравится. Но жить я здесь уже не стал бы. Ветер же:-) Столица растёт. Кругом стройки, пустые квартиры и завышенные цены на недвижимость. Думаю, в течении ближайших лет пяти все алматинские понты переберутся в северную столицу, вместе с алматинцами. Тогда и увидимся в следующий раз.