В воскресенье, 18 сентября 2016 года, забежали на Первый Республиканский фестиваль короткометражного кино «Байконур».
Республиканский фестиваль короткометражного кино «Байконур»
Фестиваль проходил под организацией «Бродвея» (сайт о казахстанском кино, весьма информативный), на Кок-Тобе, в период 17-18 сентября, с 3 часов дня до 10 вечера. По-моему, мы пришли вовремя — именно в воскресенье был блок анимационного кино (которое я весьма люблю), игровое кино, две работы во внеконкурсной программе и, конечно, награждение. На которое мы, впрочем, не попали — воскресенье же, вечер перед рабочей недели. Однако основную часть дня честно провели на фестивале, уйдя только в пол-одиннадцатого вечера.
Помимо нас на фестивале оказалось еще человек 300, среди которых периодически мелькали знакомые лица. Приезжал Ким Ки Дук — корейский режиссер, говорят знаменитый, шороху навел.
Итак. Как вы считаете, насколько развита сфера кинематографа в Казахстане? Если периодически чекать киноафиши, можно подумать, что ее практически нет. Однако, оба дня фестиваля короткометражек были заполнены чуть больше, чем совсем. Плюс, насколько мне известно, это даже не половина изначально заявленных на фестиваль — отборочная комиссия и все такое. Плюс, насколько мне известно — выбирать было из чего.
Ниже — краткое ревью, по фильмам, что Я успел посмотреть в воскресенье. Я не совсем согласен со списком победителей фестиваля, тем не менее, никаких оценок «он должен был выиграть» делать не буду — в конце концов, Я в этом вашем кино разбираюсь меньше чем в устройстве ДВС. В котором не разбираюсь вообще. Эдакое мнение обывателя. Хотя, думаю, мне судить легче — среди имен представленных на фестивале, мне знакомо только одно. Потому что это молодой человек моей вконтактовской знакомой. Ы.
Программа второго, завершающего дня, состояла из нескольких блоков 60-90 минут длиной. А именно:
- Анимационное кино
- Игровое кино (два блока)
- Внеконкурсный показ
Анимационное кино — фестиваль «Байконур»
Көксерек (2016, реж. Сандыбай Мейіржан)
По-моему, где-то Я эту историю уже слышал. Полагаю, у Мухтара Ауэзова. Совсем не детский мультфильм — слишком он жестокий. Неплохая рисовка, вполне на уровне. Картина содержала субтитры на английском языке, что весьма помогало понимать смысл, когда уровня знания казахского не хватало. Сценарий, основанный на полноценном рассказе позволил завершить мысль фильма. Лента понравилась, эмоции вызывает.
Үстірт (2016, реж. Әділбек Баян)
Спорная лента. Без слов. Что хотел сказать и донести автор — не ясно. Рисовка так же спорна. Ну или не в моем вкусе.
Таң атты (2016, реж. Жұмабекұлы Сұлтан)
Еще одна картина без слов со спорной графикой. Мораль — «все равно сожрут»?
Өзіңе сен (2016, реж. Ертай Раушан)
Тут уже получше с моралью, которую доносит до зрителя автор, но она весьма заезжена. Смысл примерно как в старой сказке-присказке про прутья веника — когда их много тогда лучше. Звукорежиссура отстает.
Бәрінен де сен сұлу (2015, реж. Жұбанышова Маржан)
Этот фильм победил в номинации «анимационное кино». Вариация сказки про Золушку, рисовка paint-like, кислотные цвета и хорошая анимация. Субтитры на русском и английском языках.
Қаламсап (2016, реж. Қожахметов Багдат)
Неплохая лента. Без голоса, но с отличным саунд-дизайном. И такой же моралью — «не трать времени на ерунду».
Прозрение (2016, реж. Арнас Хаби)
Сюрреализм, как он есть (я люблю сюрреализм). Еще одна картина с отличным звуком на фоне. Графика и рисовка шикарны. В кадре голая девушка (уят!). Морали не обнаружено, но в сюрреалистике она для каждого своя.
3:14 (2016, реж. Ардашов Иван)
Типа философское название — цифра «пи» и все такое. Чутка сюрреализма и эксперимента — черно-белая картинка, изображение в разных модулях. Смело. Неплохо.
Море (2016, реж. Бекежан Жакиенов)
Весьма банальный смысл, но социуму, ринувшемуся на «спасение природы» покатит. Рисовка спорна — тот же «paint like».
Nap Nap (2016, реж. Хаким Хисамутдинов)
Что-то с намеком на сюрреализм, но в действительности — утрированное отображение более-менее современного общества. Маты на стенах, бульбулятор в руках главного героя. И телки.
Хорошо забытое старое (2015, реж. Нурсултан Жусупов)
Накаляющий фильм. Отличная графика, серый цвет, мрачная атмосфера. Посмотреть стоит.
Игровое кино
Закрыто на зиму (Джанибек Муртазин, 2016)
Хорошая игра, классная режиссура, звуковое сопровождение — все понравилось. Кроме того что гимн в фильме играет старый, а номера на «Ниве» получены примерно в 2012 году). Но это я придираюсь. Неплохая киношка.
Ақшатау (Кайша Рахимова, 2015)
Фильм производства «Казахфильм», и этим все сказано. Игра актеров — покруче этого, что у вас в телевизорах крутится. Режиссура и работа оператора — на высоте. Из косяков режиссуры — авария в индийском стиле (посмотрите, поймете). Сама фильм — вариация на тему «Келинки Сабины» Адамбаева. Короткий метр не позволил до конца раскрыть мысль.
Обыкновенный человек (Ольга Коротько, 2015)
Отчасти психологический триллер. Или планировался быть таким. Съемка и игра актеров шикарны. Если смотреть со стороны того, что автор пытался донести до зрителя, возникает непроизвольный вопрос: «и чо?»
Едоки картофеля (Шарипа Уразбаева, 2016)
Фильм взял Гран-при фестиваля. Еще одна вариация на тему сельской жизни. Ностальгическая отчасти лента. Отчасти психологическая драма. Мораль есть, но у каждого, думаю, своя — все разрешается на последних кадрах. Игра актеров, операторская работа и режиссура — шикарны.
Любовь (Ратмир Назаров, 2015)
Режиссура хорошая. Сам фильм я не понял. Но зато узнал что у уйгуров тоже есть лезгинка.
Поворот на 306 (Айдос Нурбулатов, 2015)
Грубоватый фильм. Грубая игра актеров (кроме того, что в спортивке на крыше многоэтажки где-то, полагаю, в районе мкрн. Казахфильм — он похож). Сценарий скомкан. Что-то на тему моды снимать боевики в Казахстане.
MOMENTS OF ENLIGHTENMENT (Диас Азимжанов, 2016)
Что-то, очень напоминающее растянутый социальный ролик. Фильм разбит на логические части и имеет законченную мысль в финале. Увы, то что снимается в жанре «социальное кино», не может похвастаться большим полетом фантазии. Фильм о наркоманах, СПИДе и дружбе. На английском языке. Игра актеров и съемка профессиональны.
108 (Азамат Алтыбасов, 2016)
Сюрреалистичная лента. Нагнетающая атмосфера — триллер. Фильм однозначно в мою коллекцию «темного» сюрреализма.
Быстрее себя (Турар Давильбеков, 2016)
Неплохая лента о целеполагании, стремлению к цели. Здесь есть все составляющие — и положительный герой, и отрицательный герой, который позже окажется не совсем отрицательным. Работа отлична — от работы оператора до игры второстепенных персонажей.
Кролик (Айдана Сыдыкбекова, 2016)
Еще один триллер. Отличная идея, если бы не формат короткометражки, уверен, автор бы сделала фильм, на который бы люди пришли в кинотеатры.
Дочь чабана (Арман Бектурганов, 2016)
Автор, прости. Знания казахского языка не хватило, чтобы я мог дать какой-то фидбэк. А субтитров не предусмотрено:(
Внеконкурсную программу оценивать не буду. В нее попали картины, которые не вошли в ценз года выпуска (на фестивале были представлены сугубо картины 2015-2016 годов, то есть, за последние полтора года) и возраста автора. Однако, и без всякой моей оценки, вы понимаете что в этом блоке слабых вещей не было.
—
Резюмируя фестиваль в целом, могу сказать что организация весьма качественная, а количество конкурсантов/заявителей приятно удивило — таки живет сфера в нашей стране. Я думаю, подобные фестивали — отличная стартовая площадка для местных ребят. Вот, в этот раз фестиваль посетил корейский режиссер. Кто знает, может на следующий, Республиканский фестиваль короткометражного кино «Байконур» 2017, твою картину увидит такой же именитый человек из мира мирового кино и поможет забраться на Олимп кинематографии? Кто знает…