В городах многие вещи стандартизированы. Например, таблички на домах, мусорные урны, модели автобусов и модели полицейских машин. В разных городах они разные, в одном городе они — отпечаток истории. Впервые задумался об этом, когда изучал типовые дома советского периода. Затем — при прогулке по проспекту Назарбаева (когда разглядывал надомные таблички) и прогулке в бывшее алматинское трамвайное депо.
Транспорт — идеальная тема для наблюдения за историей города. И если старые надомные таблички я уже не застану, а трамвая в Алматы больше нет, в автобусном парке можно встретить модели, которые курсировали по городу ещё в девяностых. Эта статья станет отпечатком хронографии смены общественного транспорта в Алматы. На сайте уже есть статья о московском транспорте. Статья о Алматы чуточку полнее и периодически обновляется.
Транспорт в Алматы
В 2017 году в Алматы три типа общественного транспорта: автобус, троллейбус, метро. Маршрутное такси и недавно запущенное БРТ относим к автобусам. Алматинский трамвай перестал ходить осенью 2015 года.
Про такси писать бессмысленно. Все такси, кроме «экотакси» выглядят как частные машины, нет стандартизации как в Москве, где у такси жёлтые номера. Особенность алматинского такси — подбирать попутчиков. Можно выйти на улицу с вытянутой рукой и недорого уехать. Рынок полуофициального такси делят Яндекс/UBER и краснодарский «Лидер».
Здесь — про автобусы и маршрутки.
Безрельсовый общественный транспорт
Безрельсовый транспорт — автобусы и троллейбусы. За исключением способа питания и четких маршрутов вторых, у них много общего. Например, остановки.
Остановки общественного транспорта
Новые остановки — стеклянные. Стоят в центре города, состоят из двух одинаковых модулей. Внутри деревянная скамейка, разделенная так, чтобы на ней не лежали. На самой остановке — перечень и расписание маршрутов. Есть место для рекламного билборда.
Остановки часто меняют в центре Алматы. Чем дальше от центра — тем реже.
На табличках написано, что автобусы ходят с 6 утра до 10 вечера. Здесь же пишут о периодичности прохождения автобусов маршрута. Что значит периодичность, указанная у маршрута 2 — хрен его знает. То ли он должен ходить каждые 7-8 минут, то ли каждые 12. По факту, периодичность варьируется в зависимости от времени суток, пробок. В субботу можно ждать автобус по 20-30 минут. В часы пик за периодичностью хода следят, погрешность 2-5 минут (по собственным наблюдениям).
Оплата общественного транспорта
Карты «Онай»
Пару лет назад в Алматы появилась оплата через карты «онай» — аналог московской «тройки». Чуть раньше в автобусах и троллейбусах стояли терминалы, принимающие наличные деньги. Способы оплаты сейчас — карта «Онай», SMS (доступно на Билайне и Активе). Оплата наличными возможна через кондуктора или водителя.
На старой карте написано про трамвай. На деле, когда запускали этот тип оплаты, трамвая на улицах уже не было. На новой карте виды транспорта не перечисляют. Кроме двух типов дизайна есть варианты с индивидуальным рисунком. Исторического интереса не представляют.
На задней стороны карты 19-значный номер, номер телефона поддержки и адрес сайта. В апсторе и плеймаркете есть приложения «Онай», к которым можно подвязать карту. При регистрации требуют паспортные данные — фамилию, имя, ИИН, дату рождения. Не смотря на регистрацию, карту восстановить нельзя, но можно восстановить деньги с утерянной карты. После регистрации личного кабинета карту можно подвязать к боту в телеграме. Бот удобный — рассказывает, когда и сколько было потрачено, сколько на карте есть сейчас.
Стоимость проезда
Стоимость оплаты — 80 тенге в автобусах, троллейбусах и метро при оплате картой/SMS. 150 тенге при оплате наличными в автобусах и троллейбусах. Стоимость льготного проезда — 40 тенге. Для этого нужно иметь соответствующую карту «Онай», в противном случае пенсионеры и школьники платят 150 тенге наличными и 80 тенге с обычной карты. На пригородных маршрутах стоимость проезда варьируется от 50 до 200 тенге.
Стандартная стоимость в 80 тенге введена в апреле 2012 года, с тех пор не меняется. 150 тенге при оплате наличными — нововведение 2017 года.
Маршруты автобусов Алматы
Смотреть маршруты алматинских автобусов удобно в 2GIS. Недавно появилась возможность отслеживать передвижение автобусов в реальном времени через сайт или приложение CityBus. Приложение Almaty Bus в миллион раз удобнее, но перестало работать осенью 2017, пока жду.
Алматинский автобус
Осенью 2017 года городской автобусный парк обновили: на маршруты вышли «зелёные» ЛиАЗы и Yutong. Первые полностью повторяют городские автобусы в Москве. Насколько известно, российские автобусы на улицах Алматы появились после выигрыша в тендере. Второе обновление — маленькие городские ГАЗели, курсирующие на окраинах.
2017. Зелёные автобусы: ЛиАЗ и Yutong
Длинный автобус с тремя дверьми (редкость для Алматы), модель 2003 года. У модели много модификаций, какую закупили в Алматы, не знаю.
2016. Синие автобусы: Daewoo и Yutong
В 2016 году на алматинские маршруты вышли автобусы Daewoo CDW6126. Параллельно в городе появились Yutong, оформленные в той же «синей» стилистике. Модели объединяет казахстанское производство, о чём написано на каждой машине. Обе модели с кондиционерами.
Daewoo CDW6126
Мой любимый тип алматинского автобуса. У него стёкла заканчиваются гораздо выше, чем на остальных машинах.
Yutong
2003. Daewoo BS090
До сих пор катающиеся по Алматы Daewoo BS090 запущены в 2003 году. Тогда автобус, подпадающий под Евро-2, был самым чистым в городе. Сейчас это те самые машины, в которые не хочется садиться.
В 2008 году Daewoo BS090 собирали в Семипалатинске. Какого года автобусы, обслуживающие алматинцев, не ясно.
Поймал в объектив вот такой Daewoo. Выглядит свежее BS 090, но старше CDW6126. Выясняю.
Автобус Isuzu
Автобусы Isuzu явно типовые. Но, почему-то в СМИ не писали, когда и зачем их запустили. Узнаю подробнее — дополню раздел.
Интернет говорит, эти автобусы произведены в Самарканде, Узбекистан. Скорее всего, на фотографиях модель SAZ NP 37. Они слишком похожи, чтобы различать модели по внешнему виду.
Раритетные автобусы
Раритетными считаем автобусы, которые сейчас на дорогах в единичных экземплярах. Старые алматинские автобусы принято продавать в область и другие города. Областные автобусы можно поймать на Саяхате, их номер начинается с цифры «4».
Маршрутные такси
Маршруток в городе осталось немного. В первую очередь, это такси, которые идут в сторону посёлка Жандосова и Алтын-Орды. Параллельно городские власти закупили ГАЗелей для обслуживания маловостребованных маршрутов. Например, маршрут 26 (ездит по Верхней Каменке) и маршрут 8 (Турксибский район).
Маршрутки, идущие по Верхней трассе в сторону Жандосова — чаще такие же Мерседесы, как в Бишкеке. Только что в них опасно садиться. В середине двухтысячных в городе было много старых ГАЗелей, как маршруток (маршрут 544). Потом они куда-то исчезли.