Ох, как же все боялись, что на месте трамвайного депо Алматы построят торговый центр (я в том числе)! Сколько шума было в этих ваших СМИ. Завершившегося объявлением о организации DEPO Evolution Park на территории бывшего депо. Мол, в бывших административных зданиях будет саморазвиваться молодёжь, всё рухани да жынгыру.
В сентябре 2017 года в депо прошёл фестиваль в связи с эволюшн парков, написали в СМИ. Я пропустил сентябрьскую тусовку, но нашёл время в ноябре, чтобы пойти, посмотреть, что там с бывшим депо. А там — большими, жирными буквами написано «не слушайте народ, открывайте торговый центр». Рассказываю почему.
Трамваи в Алматы
Алматинский трамвай просуществовавал почти 80 лет. Первый трамвай покатился по улицам Алматы в декабре 1937 года.
Трамвайная сеть развивалась до 1991 года — пока Советский союз не приказал долго жить. В независимом Казахстане алматинский трамвай выживал и выживали. Была идея переквалифицировать трамвай в ЛРТ, но городской бюджет не потянул. Он даже БРТ не тянет, что уж там говорить о ЛРТ. Даже без кардинальных изменений, в трамваи вкладывали миллионы денег. Последняя партия машин приехала в город всего за два года до закрытия трамвайной сети.
Последний трамвай заехал в депо в октябре 2015 года. Предпосылкой к завершению работы трамвая стали две громкие аварии — о последней писал даже я. На деле, аварии не решали, вопрос закрытия трамвайного сообщения был делом времени. С 1999 года по городу курсировало только два маршрута, гнездовавшихся в единственном депо, что находилось на Байтурсынова-Гоголя.
В 2017 году трамваев в городе нет. На улицах частично убрали рельсы. Ожидать, что правительство вернёт трамваи на улицы не приходится. Можно бесконечно дискутировать на тему, нужны ли городу трамваи, практика показывает, что без них ничего не остановилось. Это в Краснодаре город без трамваев погрустнеет, в Алматы же я за всю свою жизнь в трамвае ездил один раз, и ничего серьёзного с этого не случилось.
Трамвайное депо
Трамвайное депо на Байтурсынова-Гоголя (Центральное депо) построено в 1941 году. Здания, которые находятся на территории в 3.1 Га, строились по 1980 год. На территории четыре здания и подстанция. Все здания, кроме административного, пустуют. Территорию охраняет «Гранта» частного охранного предприятия, но охранять уже нечего.
В сентябре 2017 года на территории бывшего трамвайного депо Алматы прошёл фестиваль искусств. Помбезно объявленнный новый курс «депо» прокатился эхом по казахстанским СМИ. Цитирую «закон.кз» : «Сегодня на месте бывшего трамвайного депо открылся многофункциональный комплекс DEPO Evolution Park. В бывших административных зданиях будут размещены коворкинги, лектории, выставочные пространства, площадки для проведения мероприятий, фудкорты.»
Пойдём прогуляемся по «площадкам и фудкортам». Сначала пробежимся по оставшимся с феста арт-объектам, затем посмотрим здания. А завершим прогулку просмотром оставшихся трамваев.
DEPO Evolution Park
Табличка, оставшаяся после Art Energy Almaty. Два направления, шесть табличек. Офигительно.
Инсталляции Art Enegry Almaty
Мы зашли с угла Байтурсынова-Гоголя, снизу. Здесь нас встречает замудренная конструкция, в центре которой стоит объект, объявляющий о датах Art Enegry Almaty с припиской Work in progress.
Конструкция собрана из нескольких контейнеров, разрисованных граффити.
Глядя на вывороты из пластиковых бутылок, хочется напомнить, что если навешать мусора кругом, это ещё не искусство. Подражать постмодернистам начала 20 века — не искусство.
Пластиковые блоки внутри тщательно потачены. Из контейнера открывается вид на свалку. Об этом ещё поговорим.
Читал программу фестиваля, полагаю, арт-объектов было больше. Ещё давали концерты, значит, где-то была сцена — сейчас точно не скажу.
Территория бывшего алматинского депо
Лицом к городу стоит главное здание парка. На нём написано «Depo Evolution Park» на английском и «Рухани жаңғыру» на казахском. И если со вторым всё понятно, то с первым — не очень. Здание назвали эволюцией депо. Эволюция депо могла быть только в сторону БРТ, но никак не в сторону хипстерского парка. Парком тоже не пахнет.
Главное здание модно раскрашено, с крупным заголовком и модным инвалидным пандусом. Пёстрое здание с орлом, который прилетает под ЛСД, неоднозначно, но мне нравится. Приятнее окружающих серых советских пятиэтажек. Внешне, внутри не был.
Это здание увидишь, если пройдешь чуть вглубь трамвайного депо, оно первое на пути. Перед зданием с надписью «Depo» стоит три целых трамвая и белая «Лада Гранта» охранного предприятия. Охранники в Гранте никакого внимания на меня не обратили, но мимо них в здание «депо» не пошёл. Я пошёл направо от «депо».
Первое попавшееся на пути здание чувствует себя чуточку хуже, чем вылизаное лицевое. Что находится внутри этого красного здания не ясно. То ли фудкорт, то ли коворкинг.
Напротив красного здания сложены шпалы и рельсы. В СМИ писали, что их продают. Сложно представить, кому они могут понадобиться. Тёме Лебедеву только что, для его «рельсы» из его же стора.
Территория бывшего трамвайного депо ничем не ограничена, можно двигаться до забора. Под ногами валяется проволока и всякий мусор — будьте осторожны.
В самой отдалённой точке депо творится натуральная мусорка. Та самая, на которую мы смотрели выше из контейнерного арт-объекта. Контейнер стоит так, будто чуток до мусорки не донесли. Интереснее то, что возле свалки.
Главный экспонат мусорной экспозиции стоит между «красным» зданием и немецкой «селёдкой».
Трамвай 1014
Трамвай с бортовым номером 1014 — участник последней трамвайной аварии. Той самой аварии, которая стала выстрелом в голову алматинскому трамваю. Два года назад, в октябре 2015 года этот трамвай прокатился своими фотографиями по всем республиканским СМИ.
Трамвай модели Tatra KT4 (KT4D-t mod). Выпущен чехами в середине 90-х и приехал в Казахстан из Германии в 2013 году. Сегодня он стоит разбитый на задворках бывшего депо и пишут о нём только в моём блоге.
Так 1014 выглядит сейчас, правый бок. Видно следы ДТП, помята морда.
С другой стороны разбиты и выбиты все стёкла. Явно, разбиты они уже в депо.
Грустная картина, когда от машины остаётся только остов. Как будто на кладбище сходил, смертью веет.
Трамваи
Чтобы не было так грустно, вот вам фотографий целых трамваев. Стоят под охраной на авангарде территории, потому их ещё не вынесли.
Этим машинам повезло чуть больше, чем трамваю 1014, но и их участь незавидна. Акимат планировал продать их, но они не продаются. Потому, скорее всего, живые машины пустят на металлолом. Всего в 2013 году завезли 17 машин, две из них попали в крупные ДТП, четыре стоят здесь. Где оставшиеся 11 трамваев и те трамваи, что были до этой партии — не ясно.
Эпилог
Больше всего в этой истории моё внимание привлекла реакция молодёжи. Не дедушки и бабушки же били стёкла трамваю, стоящему возле свалки. Больше всего моё внимание привлекло то, с какой шумихой открывали здесь DEPO Evolution Park, который оказался one day wonder.
Каждая вещь должна приносить пользу, иначе она бесполезна. В нашем случае мы имеем территорию в центре города с десятком неиспользуемых зданий. Если бы здесь построили очередной торговый центр — территория бы использовалась, и использовалась полезно: торговые центры в Алматы любят.
Власть имущие же пошли на поводу у общества, мнения которого спрашивать нельзя. Хотели развивать молодёжь, открывать ей горизонты и давать плацдарм для самореализации? С чего вы взяли, что можете угадать, чего хочет молодёжь? То, чего она хочет, иллюстрируется не словами «коворкинг» и «лекторий», а выбитыми стёклами трамвая и надписью, сделанной кем-то на внутренней стороне забора депо.