Не очень я люблю нижние районы Алматы. Там и люди, и их ментальность, и дома, и сам воздух другой. Не алматинский. Нижние районы для меня — это от Рыскулова и дальше. Я писал об этом в статье-экскурсе для приезжих в Алматы.
Всё началось в марте 2010 года (или 2009), когда я попал сюда впервые. Стояли мы с ребятами где-то в районе Мехпосёлка, когда подъехала чёрная Ауди, из которой досталось четыре индивида, вооружённых чем-то, похожим на пистолеты. Нет, ничего они нам не сделали, но эти пять минут диалога мне тогда дали ясно понять: ну его нахрен сюда соваться. И не совался, в шутку говоря, что проезжаю по Турксибскому району без остановок и с закрытыми окнами. Ниже я действительно бывал ранее — тот же Капчагай пару раз, или Косозен, с той же регулярностью.
А тут вдруг в чеклисте к посещению на 2017 год появился пункт «Роща Баума», и прям надо было пункт закрыть. Тем более, первомайские выходные, большую часть которых мы просидели дома. Вот мы и попёрлись 1 мая в Турксибский район.
В статье — очень кратко про рощу и совсем чуть-чуть про впечатления, нанёсенные моей нежной душе районом.
Турксибский район
Турксибский район располагается на севере города Алматы. Это огромный участок города с населением почти 200 000 человек. Дома в основном частные. Здесь находится главный алматинский вокзал, а у границы района — аэропорт.
Вокзал Алматы 1
Мы вышли в районе половины двенадцатого утра, сели в 73 маршрут автобуса, предварительно прогулявшись до Фурманова и покатили. Конечной точкой маршрута обозначался тот самый первый алматинский вокзал.
Прелесть автобусных экскурсий я понял в Душанбе: едешь себе, смотришь в окно и наблюдаешь окружение. Особо не пофотографируешь, но хоть сам посмотришь. Что интересно, я всю жизнь прожил в Алматы, но тут таки остались районы, по которым я могу ездить в автобусе и одновременно тупить в окно. Это, с другой стороны, некоторая несправедливость, которую я исправлял, катясь на север.
Автобус едет ровно по Сейфуллина, в какой-то момент сворачивая на менее центральную улицу Акан Серы, как бы подыгрывая нашей экскурсии. Это те моменты, когда смотришь в окно и думаешь: «блин, и здесь ведь люди живут». Так или иначе, примерно через час с момента посадки мы были возле вокзала Алматы-1.
На самом деле, я представлял его иначе — менее культурным, что ли. А он, как и астанайский вокзал, внешне ничего так выглядит. Но это, увы, не спасает его от традиционного околовокзального контингента — ребяток непонятной наружности, да назойливых таксистов. Проститутки тоже наверняка где-то есть.
Перед вокзалом кольцо. В кольцо заключён небольшой парк. Внутри — люди.
Парк отделён от мира кольцевой дорогой, не имеющей ни одного регулируемого перехода. Только по зёбрам.
Юго-западнее вокзала — торговый дом.
Кроме таксистов из транспорта здесь только автобусы.
Дойти до рощи Баума
Посмотрели мы на всё это чудо Алматы-1, да двинули к основной цели поездки — роще Баума. Маршрутом по Шолохова до Суюнбая, а там — вверх. Далее — описание маршрута в фотографиях.
Я так понимаю, ворота ставились за тем, чтобы во дворе всякая шушера не тусила. Сами дома дико напоминают те хрущёвки, во дворе которых (тоже, кстати, уже озабореных) мне в юности прививалось отвращение к коньяку.
Нижние районы Алматы имеют отличительной чертой эти мосты. Именно вот такие, старого типа. В них есть душа, что ли. Весь остальной город заполонили бездушные развязки.
Ну а ещё я сейчас покажусь снобом, объявив, что автопарк нижних районов сильно отличается от того, что я привык наблюдать с балкона на проспекте Достык. Он тут на пару порядков дешевле, будто в провинцию приехал.
Это мы уже сворачиваем с Шолохова на Суюнбая.
А сколько там, вдоль проспекта Суюнбая зелени! Прям смотрю эти фотографии и вспоминаю, как тосковал по зелени, когда писал статью про Душанбе в марте.
Прямо вдоль этого самого проспекта Суюнбая проходит железная дорога. Один раз видели поезд, два раза слышали, уже когда по роще гуляли. Звук содрогает всё вокруг, целиком и полностью. Наверное, не совсем уютное сопровождение для сна. Ещё и самолёты летают: рядом аэропорт. Фуллхаус.
В 13:25 мы были на пересечении с улицей Богдана Хмельницкого. Отсюда можно нырнуть в рощу Баума. Для этого придётся таки пересечь ЖД-пути.
Роща Баума
Дизайнеру сообщения бы кой-чего оторвать. Потому как сообщение считывается «Роща Баума ЗАПРЕЩЕН!» — попробуйте пробежать глазами по плакату. Ну да ладно, не это главное.
Роща была заложена в 1894 году помещиком (и учёным-лесоводом) по фамилии Баум. Но называться по его фамилии роща стала не сразу — в девичестве она была Альферовской. Сам субъект является чуть ли ни основным виновником того, что Алматы — зелёный город. На месте, где сейчас находится ЦПКиО, Баум в 1871 году основал Верненскую школу садоводства. Стоит заметить, что гражданин ни разу не алматинец (ой простите, не верненец), понаехал он к нам из Санкт-Петербургов.
Если вы вобьёте в гугле «роща баума», то поисковик услужливо подскажет вам ключевые слова «убийство», «изнасилование». Последнего жмурика в тех краях нашли вот, полгода назад. У меня к этому месту предвзятое отношение было долгие годы. Ну прям как узнал о роще, даже ездить не надо было. Но на поверку парк кажется очень спокойным. Дети бегают. Собаки. Велосипедисты катаются. Даже тех алкашей, что по кустам бодягу пьют, не обнаружил. Мистика. А прошли мы рощу буквально насквозь.
Тропинки здесь зачастую такой ширины, что легковое авто спокойно проедет. И асфальтированы. Где-то встречаются естественного вида тропинки, протоптанные людьми. Там грязно после дождя, и вряд ли интересно.
Что плохо в прогулках по природе — всё красиво, всё достойно фотографии, а фотографии друг от друга не отличаются. Деревья и деревья. Зелёные деревья.
Были и другие обитатели парка. Так сказать, на грани между живыми, теми о которых я писал выше, и теми, о ком пишут в других специализированных изданиях.
В парке целая площадка, посвящённая этому событию. Судя по всему, люди до сих пор сюда ходят. Свечки ставят.
Конкретно этот туннель через рощу Баума я даже советую. Эдакий аттракцион давления на психику. Хотелось побыстрее из него выйти, а конца-края видно не было. В этом же туннеле мы застали начало дождя, едва достававшего до нас.
Ровно через час мы выходили из рощи с противоположной стороны, там, где Суюнбая пересекается с Рыскулова.
С этой стороны роща упирается в Большой Алматинский канал.
А тут и домой пора настала ехать. А там и обед. А тут и остановка совсем рядом, с которой можно прямиком до гостиницы «Казахстан» доехать. Последним мы и воспользовались, чтобы уже через 40 минут сидеть в уютной кухне, пить уютный какао и наблюдать дождь, стекающий по тротуару и дорогам, не имеющим ливневой канализации.