С первой статьи о том, как доехать из Алматы в Бишкек, в этом году исполнится три года. За это время я успел побывать в Бишкеке раз 30, по разным причинам. Сама дорога изменилась минимально, но за эту поездку сделал несколько новых фотографий по пути, показываю. Старые статьи не очень хочется трогать, история всё-таки.
Кроме статьи есть короткое видео с описанием дороги из Алматы в Бишкек.
Документы и деньги на поездку в Бишкек
Гражданину Республики Казахстан достаточно иметь удостоверение личности. По паспорту тоже можно перейти, ставят печать. Пункт Ак-Жол международный, перейти границу может гражданин любой страны. Деньги можно менять в Алматы — разницы с курсом Бишкека никакой. Если сомневаетесь, лучше меняйте на доллары — они везде нормально котируются.
В мартовскую поездку я взял с собой паспорт (ибо в Узбекистан надо ехать), деньги поменял в Алматы. Курс — 4,77 тенге за 1 сом. После девальвации, Бишкек перестал быть выгоден казахстанцам, так что, если что-то нужно по мелочи, лучше купить в Алматы. Товары в Кыргызстане зачастую дороже, чем в Алматы.
Доехать в Бишкек из Алматы
Можно доехать на прямом автобусе из Алматы в Бишкек — он вроде как ходит от Сайрана. Здесь же стоят частники-таксисты, которые тоже могут привезти прямо в город. Я так никогда не ездил, и вам не советую: проход границы на машине/автобусе дольше, чем своими ногами. Я езжу до границы.
До кыргызской границы ездят таксисты и маршрутки. Стоят на Сайране и возле Алтын-Орды — я езжу до Бишкека от Алтын-Орды. Ценники таксистов начинаются от 2 500 тенге, зависят от типа транспорта — минивен это, или легковая машина. Доехать на маршрутке — 1 300 тенге в этом году. Единственный минус — можно долго ждать, когда наберется микроавтобус. По скорости проблем нет — однажды я умудрился в 10 утра быть в центре Бишкека.
Автовокзал с маршрутками до границы
Алтын-Орда находится по проспекту Райымбека (Ташкентский тракт). Доехать до Алтын-Орды из центра — около 1 500 тенге. Я живу рядом с Саяхатом, потому поехал на автобусе — до Алтын-Орды отсюда идёт каждый второй, по прямой. Саяхат сам по себе автовокзал, но отсюда везут в основном на восток (Иссык, Талгар, Чунджа) — имейте ввиду, если соберетесь в те места.
В 7 утра я был на Саяхате, завернутый в пару свитеров и лёгкую куртку. Здесь началось покидание холодного Алматы, в котором пару дней назад выпал снег. Автобусы на остановке есть всегда, ждать не нужно.
Автобусы городские, стоимость проезда до Алтын-Орды 80 тенге через карту «Онай», или 150 тенге наличными. Мы выбрали маршрут 23.
После того, как вышел из автобуса, иди на запад — туда, где начинается область. Автовокзал, где стоят маршрутки до границы, ничем не обозначен — стоят маршрутки и всё. На лобовых стёклах может стоять пометка «Бишкек», также обозначают себя зазывалы. Ранее маршрутка до границы стоила 1000 за место, сейчас стоит 1300 тенге. За багаж не платишь, места стоимостью не отличаются — я вот езжу на переднем месте за 1300. Торговаться здесь нельзя, но можно торговаться, если едешь на минивене или такси.
Микроавтобусы приличные, марки «Мерседес». Билетов нет, паспорт при оплате проезда не нужен. Фиксированного времени отъезда тоже нет — отъезжают, как наполнятся. В 8:05 мы сели в такой микроавтобус, отъехали от стоянки только в 8:55.
Трасса Алматы-Бишкек
Первые пару километров будете наблюдать пробку по направлению в Алматы — она растянута до самого Каскелена. По «нашей» полосе попроще, но скорость тоже не ахти — в пределах 60 километров в час. Дорога приличная, вполне комфортно.
В дороге встретятся несколько более-менее крупных населенных пунктов. В них водители зачастую останавливаются, особенно когда жарко. Успеваешь покурить или перекусить. Если не останавливаются — можно попросить остановиться, когда приспичит в уборную. Первый из таких населенных пунктов — посёлок Таргап. Здесь мы были в 9:55.
Сама по себе дорога не радует разнообразием пейзажей, но в каждый отдельный сезон картинка за окном меняется. Сейчас весенние пейзажи, до того, как весна совсем пришла.
Уже через два часа после старта, в 10:40 утра, достигли «бетонки» и поворота на кордайский перевал.
Кордайский перевал
Кордайский перевал — переезд через горы по трассе Алматы-Тараз. Та бетонка, с которой мы свернули, сейчас представляет собой альтернативную трассу в Тараз, чтобы не ехать через перевал. На перевале может быть иная погода, ибо высота 1 233 метра над уровнем моря. Периодически дорогу перекрывают, когда совсем атас — потому зимой перелёт самолётом получает смысл, становясь единственным вариантом. На перевале часто бьются машины, перевал считается опасным.
Переход границы с Кыргызстаном, Ак-Жол
Особо ничего не изменилось. Кажется, что людей стало на порядок меньше. Показываете паспорт при входе в приграничную зону, потом стоите в очереди к окошкам пограничников. 17 марта очереди состояли из 2-3 людей, казахстанскую сторону прошли достаточно быстро. Печати в паспорт ставят в этих же окошках. Можно перейти границу по удостоверению личности — тогда печати не ставят.
Могут спросить, куда и зачем едешь — изредка. К ответам не докапываются, по опыту, нигде. Ещё просят посмотреть в веб-камеру, фотографируют при переходе границы. Сами пункты перехода границы фотографировать нельзя, потому фотографий здесь не будет.
Кыргызстанская таможня находится на расстоянии метров в сто от казахстанской, идти нужно пешком. С кыргызской стороны постоянно что-то улучшают при переходе, каждый раз что-то меняется. Сейчас у них и веб-камеры стоят, как на казахстанской стороне, и печати ставят во всех окошках. Раньше ни того, ни другого не было — прогресс. Сам пост стал культурнее, таксистов тоже перестали близко подпускать — после перехода границы метров 50 стоят бетонные блоки и забор.
Когда переходили границу, на пункте перехода рисовали белую линию, типа, до куда нужно стоять людям. Я посмотрел на это дело и сказал, одобрительно: «Главное — порядок». Тётя, похожая на азербайджанку, что стояла передо мной, повернулась и парировала: «Главное — движения». И не поспоришь ведь.
Границу мы перешли за 10 минут, в 11:50 уже были на кыргызстанской стороне.
Добрать от границы в Бишкек
Сразу после границы начнут одолевать таксисты, предлагающие увезти в город. В принципе, можно ехать на такси — ценники начинаются от 300 сом (1 500 тенге), медиана в районе 400 сом — как сторгуетесь. А можно ехать на маршрутке, которая стоит чуть дальше от границы. Если вещей не много, рекомендую маршрутку.
От границы до центра Бишкека ездит два маршрута — 285 и 333 маршруты. Оба едут до ЦУМа, это центр. Стоимость проезда — 30 сом (150 тенге) или 200 тенге, если казахстанскими деньгами. То, что у тебя будет отдельное место, не гарантировано, это не экспресс, обычная маршрутка.
Привет, Бишкек
Бишкек меняется в деталях, достаточно заметно. Последний раз я был здесь аж в августе, но подробнее на изменения посмотрю в следующую поездку. В этот раз Бишкек был транзитным городом, в котором мы провели чуть меньше суток. Наш самолёт улетал следующим утром как раз из Бишкекского аэропорта.
В этом самом «Глобусе» мы чего-то купили на вечер, и более из квартиры не выходили до утра. Самолёт в Ош вылетает 18 марта, в 7:35 утра. Планрировали выспаться перед самолётом, но почему-то не получилось. Об Оше далее.