18 марта мы выехали в сторону Ташкента. Как выяснилось, добраться до границы можно двумя путями: прямым автобусом до границы, либо до Шымкента, а оттуда до границы. Второй путь затратнее, но не исключаем.
https://www.youtube.com/watch?v=Tm1TJV644B4
Автобус до Черняевки, граница Узбекистан
Билет до Шымкента с Сайрана стоит 3 100 тенге. Мы же выяснили и нашли, что с Алтын Орды (рынок Барлык, напротив) ездят частники сразу до границы. Цены варьируются от 2 500 тенге за задние места, до 3 500 тенге за передние. В центре автобуса — по 3 000 тенге.
Время выезда автобусов с Сайрана до Шымкента — 19:00, 19:10, 22:05, 23:15. Билеты доступны к покупке заранее. Частники с Барлыка работают без билетов, бронировать места нужно с утра дня выезда — вот телефон распорядителя: +7 701 666 0860 (Омар). Автобусы отходят в районе шести часов вечера, плюс-минус. Дорога до границы занимает около 14 часов.
Позвонив в 8 утра и забронировав два центральных места по 3 000 тенге, мы, с чистой душой, направились к пяти вечера на Барлык. Ехать в сторону Алтын Орды — сущий ад. Как я писал в статье про дорогу до Бишкека — всё так же, ничего не изменилось. Пробка вынуждает выйти из автобуса и идти пешком по отсутствующему тротуару, где также ездят машины.
Доходим/доезжаем до пешеходного моста возле Алтын Орды, переходим на противоположную сторону. По дороге можно полюбоваться видами гор или пробки, которую вы только что пережили.
Далее выходим с клетки моста по направлению к горам и встречаем автодорогу. За ней — базар. Можно пройти напрямую, можно ориентироваться по указателям. На въезде на базар висит указание на искомое направление.
Ещё можно ориентироваться по людям с сумками. Повернув налево, идём до конца, там ещё раз сворачиваем налево, пройдя метров 40, проходим направо. И вуа-ля!
Именно 18 марта (и, как нам сказали, до 21 марта включительно) мы попали на неожиданный сюрприз. Омар-распорядитель, вызвонившийся и нашедшийся здесь по телефону, рассказал, что в связи с праздниками, поток пассажиров вырос, а с ним и цены на места. В общем, объявил он, места минимум по 5 тысяч тенге, но и их не осталось — нам предложили места впереди, по 7 000 тенге. Нормально так, да? На воззвания к ответу за слова (мы же договорились заранее, что за херня?), сей товарищ лишь развёл руками и предложил найти дешевле здесь же. Беглый опрос окружающих водителей показал, что мест практически нет, а те, что есть, нам не по карману. Действительно, сумму на поездку мы считали исходя из стоимости места максимум в 3 500 тенге.
Вот я там выше писал про билеты с Сайрана до Шымкента — это не просто так. Вряд ли на Сайране так быстро и внезапно меняются цены — ты покупаешь билет, но не место. Быстро, как Штирлиц, пораскинув мозгами и поняв, что завтра ехать — не вариант, а ехать надо, нашёл номер телефона Сайрана (справочная: 396 70 63), позвонил туда. Дозванивался минут 10. Дозвонился — ещё минут 5 слушал, как оператор общается с кем-то параллельно. После десятка просьб о том, чтобы на меня обратили внимание, я таки внимание получил. А на вопрос о том, остались ли билеты до Шымкента, получил утвердительное «нет».
Переговорив, решили идти, искать и торговаться здесь. Блин, с таким боем я никогда билетов на автобус не покупал. Нашли за 5 000/место. Водитель долго сопротивлялся — разговаривал с ним Омар. Я видел лист с цифрами, какое место сколько стоило 18 марта. Соседние с нашими — 6 тысяч за место. Отдали 10 000 тенге, сели, ждали, наблюдая контингент. Последний щёлкал семечки прямо в автобусе и кричал детским плачем. Детей в автобусе было критическое количество. Семечки в узбекско-таджикских краях вообще константа-стандарт.
Лирическое отступление: отсюда же ездят автобусы до Сары-Агача — там тоже пограничное КПП. Если вы не граждане Казахстана — не ездите туда, пункт не международный. Самый верный путь — дорога до Черняевки (КПП «Жибек Жолы»).
Далее ничего интересного. Как и во всех автобусных поездках — особенно в ночь. Автобус едет по той же дороге, что и автобусы до Шымкента (огибая по пути и его, и Тараз). За всю ночь он сделал одну остановку — в час ночи, перед Таразом. Тоже следует учесть по рискам — например, не пить слишком много перед дорогой. Останавливаются автобусы возле придорожных кафе-магазинов с неадекватно высокими ценами. Выбора, впрочем, нет.
А ещё степь в марте исключительно холодная. Собравшись в Ташкент, мы ехали за погодой, что делала печка в моей «четырке» («печка — Ташкент»), легко оделись. На остановке водитель закрывает и блокирует двери автобуса, приходится стоять, наслаждаться дико холодной мартовской ночью. Ещё и снег на улице шёл.
Возле автовокзала мы были в 10 утра. С нами, на сидении перед нами, ехали две девочки из Алматы, с теми же планами — посмотреть Ташкент. Одну из них зовут Юля. Вторая необщительная. Но не суть. Суть в том, что автовокзал Черняевка находится в паре километров от границы, и чтобы до неё добраться, нужно брать таксиста. Берут по 200 тенге с человека — потом уже я понял, что это какой-то хитромудрый финт, ибо расстояние здесь точно не на 200 тенге, и его вполне можно пройти пешком за эти деньги. Так вот, с этими же самыми девочками из Алматы, мы и поехали на раздолбаной «девятке» с низкой панелью. Ну, хоть на почти-музейном экспонате прокатился. Без ремней. Ремни на водителях и пассажирах, въезжая в Узбекистан, вы не увидите ещё долго.
Прямо перед границей вам предложат поменять тенге на сумы. Соглашайтесь, меняйте. Курс выгоднее, чем в Алматы: поменяв 25 000 тенге в городе, я получил 500 000 сум. Если бы поменял на границе, получил бы 550 000. Внутри Узбекистана, пожалуй, валюту менять не стоит вовсе. В банках курс крайне невыгодный, а на рынках, возле которых тусят меняльщики, не безопасно. Хотите посидеть в тюрьме? Мы, решив, что 500 000 сум нам вполне хватит, ничего менять не стали.
Когда мы были на границе — точно не знаю. Предполагаю, что примерно в 9 часов 15 минут. Перед границей вырубился телефон, доставив передаваемые эмоции: а что было бы, если б он не врубился обратно? Смысл ехать? О чём потом писать? Прохождение границы заняло около 15-20 минут.
Прохождение границы Узбекистан
Проход границы производится по паспорту. Внутреннее удостоверение личности Республики Казахстан не катит. Только загранпаспорт — ставят печати о въезде-выезде.
Проходим паспортный контроль, идём заполнять декларацию. Декларация — это такая бумажка, в которую вписывается имеющаяся у вас наличность и ценные вещи. Пример — ниже, та самая моя декларация.
Несколько моментов, о которых следует знать.
- Деклараций заполняется две. Одну копию они оставляют у себя, вторую возите с собой. При выезде заполняете ещё одну, и таможенники сравнивают, с чем вы въезжали, и с чем выезжаете. Хозяйке на заметку: возьмите несколько чистых деклараций с собой. Заполните заблаговременно до выезда — на выезд толпа всегда больше, рискуете задержаться.
- Валюта. Вписали сюда доллары/рубли/тенге — всё, поменять на рынке вы их уже не сможете. Только в банке, где курс не комфортный. И чек нужно будет сохранить. Вариант — не вписывать валюту, которую планируете поменять внутри, на рынке. Но если поймают (на одной из границ меня обыскивали, на другой нет) — отвечаете сами, я ничего не советую.
- Сведения о товарах. В графе «стоимость» у меня прописано б/у, и это не просто так. Дело в том, что въезжающий иностранец не может иметь при себе товаров на сумму более 50 (!) долларов. Эдакий обход системы — это законно. К товарам относятся электронные устройства, но на всякий вписал наушники-зарядки. Тут же — USB-флешка, содержание которой проверяли после, на другой границе Узбекистана.
- Файлы на телефонах-компьютерах. Всё, что может вызвать подозрения и проверки — вызовет подозрения и проверки. Под запрет попадает даже порнография — потерпите то время, что планируете пребывать в Узбекистане.
Заполняете декларацию, вам ставят печать (даже не проверяя, есть ли эти вещи на самом деле — если что-то следовало вписать, но вы не вписали — не подскажут). Вкладываете декларацию в паспорт со штемпелем о въезде, проходите чуть дальше — и вы в Узбекистане. Здесь вы можете находиться до 3 дней без регистрации — гостиницы регистрируют при въезде, если что. Проход границы внутрь быстрее, чем из страны. Это мы узнаем позже.
Ну и сразу же совет — не ездите сюда на собственном автотранспорте. Здесь сложнее, чем в Кыргызстане. Проходить таможню будете долго. А во время прохождения оной, вам разберут половину машины. Собирать сами будете. Эту картину маслом мы видели на другом КПП.
В сети доступна официальная версия того, о чём я написал выше. Сам только что нашёл. Здесь подробно о том, о чём вы также прочитаете на оборотной стороне декларации. Там же вы поставите подпись, о том, что знаете, во что ввязываетесь.
Как доехать от границы до Ташкента
В 9 часов, 27 минут, уже узбекского времени (GMT +5, на час раньше, чем в Алматы или Шымкенте), мы успешно пересекли границу и отправились выяснять, действительно ли в Ташкенте так тепло, как о том рассказывают.
Сразу же за границей вас встретят радушные и гостеприимные узбеки, желающие довезти вас до любого адреса в городе. Такси в Ташкенте дешёвое, однако, прям от границы его брать нежелательно. Таксисты, сориентировавшись по европейским чертам лица, и придумав, что в ценах мы не ориентируемся, желали бы продать радушность дороже номинала. Собственно, так везде и бывает на границах.
Тогда же, сообразно настроению, я смекнул и понял — можно ж ведь отвечать на немецком. Обычно как это бывает? Бежит за тобой таксист, типа «брат, такси, куда, по пути, договоримся». И ты ему отвечаешь. И он тебе дальше продаёт. Это офигенный тренинг, но мало эффективный. И таксист, и ты теряете время — при условии, что такси тебе действительно не нужно. Ну так вот: если на все слова таксистов говорить слово «найн», то диалога далее не следует. Отличная находка!
Отбившись от таксистов, мы пошли далее, наблюдая изумительную чистоту этой, приграничной, области дороги. Ну действительно, сравниваю с границей Казахстан-Кыргызстан.
Первое, на что я обращаю внимание — автомобили и их номера. Вот и тут.
Постояли, покурили, поняли, что нужно двигать в город. Логика подсказывала, что нужно искать автобус. Таксисты рядом подсказывали, что нам нужно в «Чирчик». Логика отрицала последнюю суггестивную установку, потому пошли всё-таки на автобус.
Почти сразу нашли 604 автобус. Стоимость проезда — 1 000 сум (100 тенге по официальному, 50 по неофициальному курсу). Отдали денежку, сели, сидим, ждём. Набрались люди — полный автобус. И тут случилось невероятное: автобус поехал, но, развернувшись, в обратную сторону. В общем, это у них такая фишка: машины близко к границе не пускают, зато специальный автобус — легко. Чтобы была понятна вся эпичность ситуации — автобус едет меньше километра до границы, разворачивается и едет обратно. И это удовольствие стоит 1 000 сум, как полноценный проезд на автобусе в городе. Как вы поняли, оказались мы на границе. Снова. Опять отбились от таксистов, опять пошли в сторону города.
На этот раз, будучи учёными, мы решили отойти подальше, и уже там сесть на автобус. Это долгая эпопея. Отходили от границы мы около часа времени. Автобусов не было. Зато были «дамасы», которые, не имея нумерков, останавливались возле людей, те садились, и уже вместе ехали дальше. Что это за маршрутки — не знаю до сих пор.
Прогулка, впрочем, зря не прошла. Аккуратные тротуары, зелёная трава, ровная дорога — оно всё радует и вызывает хорошее впечатление.
Отойдя на приличное расстояние, мы таки дождались автобус (589 маршрут) и поехали на нём. За те же 1 000 сум за человека, нас таки довезли до Юнусобада, почти до центра Ташкента.
На этом моменте и начинается основное действо — прогулки по Ташкенту, речь о которых пойдёт в следующей статье.