Второй день в Ташкенте никак не хотел начинаться. Вернее, организм, предыдущую ночь спавший на сидении межгороднего автобуса, а эту ночь — на полу, застеленном матрацем, не хотел воспринимать начавшийся день. Плюс, вчерашний день, когда мы, захлёбываясь ташкентским воздухом, бегали, знакомились с городом. С трудом встав, позавтракав, мы вышли на улицу в десятом часу утра. Полностью профакапив ещё одно правило поведения в чужом городе. Звучит оно: чем раньше выйдешь — тем лучше.
https://www.youtube.com/watch?v=Tm1TJV644B4
Ташкент: день второй
Итак, оглядев округу воочию и вдоволь поводив пальцем по карте города, мы отправились напрямик в метро. Там, сделав одну пересадку, в 09:45 мы вышли на станции «Ойбек», что в районе железнодорожного вокзала. Это центр, но с другой стороны.
Рядом с памятником небольшой приятный сквер. Ну, он как сквер выглядит.
Это мы, подчинившись инстинкту туриста, попёрлись по улице Шевченко в сторону центра – туда, где уже гуляли вчера. Дойдя до улицы имени Ислама Каримова, мы не смогли сопротивляться новому соблазну, и пошли обратно. Уже по улице Ислама Каримова.
Остановки в центре Ташкента бывают двух видов. Первый – тот, что выше. Фотографий второго, к сожалению, нет. Представляют они собой стеклянные павильоны с дверьми, как в Астане. Иногда с магазином внутри – прям на остановке, без перегородок. Выглядит необычно.
Погуляв по окрестной территории, мы, послав лесом все планы, построенные с утра, в порядке броуновского движения, покатились по городу.
Музей железнодорожной техники, Ташкент
Находится музей (о б-же, как неожиданно) рядом с ташкентским вокзалом. Место отмечено на карте гугла. Я не знаю, зачем создал отдельный подраздел под музей. Ибо внутрь мы не заходили, и смотреть там, по-большей мере, обывателю нечего. Наверное, нужно быть гиком, чтобы эти тонны металла интересовали. Тем не менее, вот вам фоточек, чтобы вы сами для себя решили, стоит ли оно того. Вход платный.
На деле, с улицы видно примерно треть экспозиции. Через какое-то время прогулки вниз по Кичик Халка йули она сворачивается за забором, оставляя вас один на один городом.
Чуть-чуть ниже «темир йол техникасы музей» стоит красивый костел – можно заглянуть и туда.
Возле костела табличка, на которой написано, что фотографировать оный можно только изнутри, и только со вторника по субботу. На календаре был понедельник, но никто от церкви не отгонял.
Полюбовавшись красотами замка, мы вдруг вспомнили о том, что скоро обед, а нам надо ещё и рынок какой-нибудь местный посетить. Карта показала, что по дороге до мечети «Минор» нам таки встретится местный базар. Туда мы и пошли. Как после оказалось, к тому самому Алайскому базару, на котором были в первый день прогулок.
Проспект Абдуллы Кордия
А направились мы по проспекту Абдуллы Кордия, между двух парков. Тот, по стороне которого мы шли, был закрыт на ремонт. В нём какой-то дядя в пиджаке кому-то что-то презентовал. Сам проспект являет собой второе от центра автодорожное кольцо, поболее диаметром.
Примерно там же, по проспекту Кордия, мы таки поймали вот такую интересную машину.
Это не первый раз, когда мы встречали подобный пепелац. Особенность его в том, что он целиком, везде и вокруг, обвешан решётками. «Чистых» стёкол нет. Интернет не дал исчерпывающей информации по этому поводу, потому я предполагаю, что это пативэн. Машина такая, на которой бесплатно катают в определённых случаях. Почему такая большая – боюсь предположить.
Итак, через 15-20 минут мы пришли на алайский базар. Отклонили предложения обменять доллары/рубли, взяли по самсе и засели в кафе. Самса стоит 2 200 сум (110 тенге), она как у нас, тандырная. Было вкусно, понравилось и всё такое – рассказывать то, как мы там сидели, бессмысленно. Однако, пока мы сидим в кафе и едим самсу, у нас есть время поговорить о том, о чём напомнил пативен выше. О полиции.
Полиция в Ташкенте
Полиция в Ташкенте называется милицией. Представляет собой армию – количества служащих здесь на десяток порядков больше, чем в Алматы или Бишкеке. То, что страна полицейская, мы поняли уже на въезде в страну – досмотры-декларации. Затем подтвердили для себя, въезжая в город: на въездах стоят посты, проверяющие содержимое машин. Мы не попали на этот пост при въезде, ибо ехали общественным транспортом и наблюдали эту картину из окна. Как правило, автобусы не трогают нигде.
Не знаю, как отличаются друг от друга полицейские в Ташкенте, но, видимо, из здесь несколько типов. Есть те, что ездят на машинах. Их немного, они чаще на Daewoo Gentra и неплохо сливаются с потоком. Есть те, что стоят по периметрам парков – на постоянной основе можете увидеть в районе Белого дома.
Ещё здесь у всех металлодетекторы. 20 марта мы зашли на какое-то городское мероприятие, связанное с Наурызом, по периметру стояли полицейские и впускали только после осмотра. Досматривать и опрашивать здесь любят. Документы не спросили ни разу, и особо не докапывались. В потайные кармашки не лезли, содержание бутылок не проверяли. Грубостей не позволяют, на взятки развести не пытались. Даже не интересовались, откуда это мы приехали, не узбекской национальности лица.
Особняком в системе стоят полицейские, стоящие у метро. Как я писал в первой статье, они досматривают при входе в вестибюль, затем перед входом в само метро. Металлодетекторы, личный досмотр – олл инклюзив. На каждой станции метро как минимум 2-3 этих человеков в неприметной зелёной форме. Периодически их можно встретить и в самих вагонах. А после того, как поезд прибывает на конечную станцию – его дополнительно осматривают.
С одной стороны, жутковато от такого количества полиции. С другой – Ташкент ощущается невероятно безопасным городом. Не смотря на проституток с Куйлюк базара и сотен тысяч таксистов. В этом городе ты себя чувствуешь спокойнее, чем в любом другом. Кроме Алматы, конечно, если ты живёшь в том же районе, что и я. В Ташкенте спокойно только если ты действительно не косячишь сам. Думаю, это понятно и логично.
Итак, пока я рассказывал вам про узбекскую полицию, мы доели свою самсу по 2 200 сум и двинули дальше. В сторону распиаренной мечети «Минор».
Мечеть «Минор»
Свернув на улицу Хуршида, мы двинули в сторону мечети. Заходить с этой стороны бессмысленно – через кладбище гулять как-то не ахти, а до мечети отсюда ещё идти и идти. Имейте ввиду.
Зато погуляли по набережной канала «Анхор». Кладбище, примыкающее к мечети, огорожено высокой стеной. А сама набережная покрыта хорошей плиткой.
Прогулявшись по набережной, к мечети мы стали подбираться только через 10 минут. Идя нашим маршрутом, вы подойдёте к её торцу.
Мечеть Минор не имеет интереса, как исторический объект. Она была построена в 2013-2014 годах по поручению/постановлению бывшего президента Узбекистана, Ислама Каримова, и открыта 1 октября 2014. Рассчитана на 2400 человек.
И снова центр Ташкента. Узбекский плов
На Амира Темура располагается то, что призвано возбудить мои патриотические чувства.
Гулять после «Минора» мы особо не стремились. 14:00 на часах намекало на то, что нужно найти место, где попробуем знаменитый ташкентский плов. Пока шли до мечети, примечали такие места. Например, по 12 000 (600 тенге) за порцию, недалеко от кинотеатра «Казахстан». Возле самой мечети стоит кафе, где плова не оказалось. «Завтра будет», услышали мы уже привычное предсказание. Ну, что делать? Гулять по Кичик Халкы, вертя головой по сторонам.
В районе телебашни то, что мной было идентифицировано, как Национальный Банк Узбекистана. Так и оказалось.
Не дольше, чем через 10 минут мы таки встретили то, за чем шли. Узбекская кафе НЕ в центре, то есть, не для туристов. Плов («ош», по-узбекски) здесь стоит 9 000 сум/порция (450 тенге). Перепелиные яйца – 500 сум (25 тенге) за штуку. Ещё казы есть – не помню, сколько стоит, не брали.
Не являясь большим гурманом и эстетом, всё же выскажусь. Попробовать это блюдо стоит – в Ташкенте это не в Алматы, и не домашнее. Правильно сваренное мясо (без единой косточки), нут, изюм, приправы… Не знаю, насколько большая была порция, но мне хватило более чем. За 500 тенге-то.
В общем, поход в это кафе обошёлся нам в что-то около 25 000 сум. Брали две тарелки плова, лепёшку, чайник чая. 1 250 тенге за поход в кафе вдвоём – нормальный такой кост. Непривычный.
Вот так вот мы и переместились потихоньку из центра к периферии. После кафе мы направлялись в сторону зоопарка – без особой цели, просто так спонтанно.
Если вы, как и мы, идёте в сторону зоопарка/ботанического – желательно перейти на другую сторону. Далее – развязка, как будете переходить – хрен его знает. Впрочем, тут по обе стороны дороги маршрутов для пешеходов не предусмотрено. Крутиться надо.
Вдоль ЖД-пути
Вот там фотография, которая через одну выше – туда мы и пошли. Если географически, то в сторону Казахстана. Если по карте Ташкента – то тупо по путям, срезая путь до Ботанического сада.
На пройденном промежутке обнаружилось что-то типа села в городе. Напомню, буквально полчаса назад мы были в городе. То есть, контрасты куда круче, чем в Алматы с его центром и Татаркой.
Благодаря низкому уровню урбанизации, здесь больше растений. Животные, как вы поняли, тоже есть. Гулять оказалось безопасным, не смотря на то, что место явно не туристическое. Ночью я, конечно, сюда не сунулся бы.
Итого, через 20 минут, мы уже были возле входа в Ботанический сад.
Ботанический сад
Найти ботанический оказалось делом более, чем лёгким. Доходите до ул.Богошамола, сворачиваете направо, и вот. В тот день всю площадку перед садом наводняли люди. Пройдя через полицейский кордон, с показом содержимого сумок и проходом через металлодетектор (естественно!), мы попали на ту же площадку.
На деле заголовок здесь, как и с железнодорожным музеем, для красоты. И вот почему. Во-первых, весной в ботанических садах делать нечего. Хотя история помнит, как я же гулял по ним в Бишкеке, в январе 2016 – делать там нечего. Во-вторых, людей 20 марта здесь было более чем, толкучка. Билет же стоит 6 000 сум на взрослого человека (то есть, 300 тенге). Пораскинув мозгами, поняли, что ну его нафиг.
Зато чуть поодаль выступали актёры цирка. Под тип бродячего – я о таких в книжках читал. Попали на несколько номеров и ретировались, когда начали собирать деньги. Мы ж толком ничего не увидели, зачем платить.
Потусив минут с пять, мы двинули вон отсюда. Снова полицейский кордон (уже без осмотра), и мы снаружи. Картина, сопровождающая парковку возле цирка в дни выступлений, преследовала нас и здесь.
День потихоньку двигался к завершению – на часах половина пятого. Мы, вышедшие из дома в 9:30 утра, с тех пор на ногах и были. И зашли куда – тут уж точно не центр. Поразмыслив, сообразили план действий: до ближайшей станции метро, затем на полчаса в район дома правительства и домой.
Доехать в центр Ташкента
Ближайшей станцией метро оказался Буюк Ипак Йули. Карта показывала времени до неё в районе часа ходом, что нас устраивало. Тем более, по пути должно было попасться ещё несколько объектов рукотворных.
Шли мы в обход, через улицу Дурмон Йули. Есть подозрение, что район этот развивающийся. То есть, почти область. Улица запомнилась тем, что фасады всех ближайших к дороге домов отмывали, красили, приводили в порядок. Повеяло советским союзом и кортежами, проезжающими по главным дорогам.
Далее мы сворачиваем в сторону центра и идём уже по Улугбека по прямой. В связи с надвигающимся праздником, полицейские стояли здесь через каждые десять метров. Как-то не хотелось привлекать к себе внимание, потому фотографии делали технично и украдкой.
Вот на последней фотографии я предлагаю внимание заострить. Первое – дома. Они типовые, местные. Типовой застройкой пользуются как в случае многоквартирных домов, так и частных, которые вдоль дорог стоят. Почти как в СССР. Второе – флажки. Их в Узбекистане очень и очень много. Но самое интересное на фотографии – ограждение проезжей части.
На переднем плане чёрный заборчик. Уже через него лезть особо не хочется. За ним – дорога и ещё один забор, повыше. Потом полосы встречного движения, и опять чёрный заборчик с торчащими штырями. Не знаю статистики, но я ни разу не видел, чтобы люди перебегали дорогу прям вот напрямую. И сам бы никогда не побежал – тот вариант, когда дойти до пешеходного перехода удобнее и быстрее, чем напрямую по дороге, как баран. Взяли бы наши на заметку – было бы меньше сбитых сайгаков в сводках.
И вот, собственно, мы пришли к нужной станции метро и спускаемся внутрь. Пока что показывать нечего – про метро рассказывал раньше. Предлагаю воспользоваться паузой – расскажу о небольшом нюансе строительства в Узбекистане.
Плановая политика
Узбеки – чрезвычайно трудолюбивый народ. Люди на юге в принципе много трудолюбивее людей на севере. Не знаю, с чем это связано, но «юг» значит даже больше национальной принадлежности в определении трудолюбия. Ну или стереотип у меня такой.
Политики в Узбекистане до сих пор придерживают советский режим, но уже в собственных руках. Не знаю, хорошо ли это, плохо, но как вариант вполне имеет место быть. Говорят, школьники-студенты до сих пор ездят на хлопковые поля работать. Возможно это так, но судя по тому, как узбеки живут – не факт, что это плохо. Под «живут» я сейчас имею ввиду именно трудолюбие, отсутствие увлеченности вредными привычками, и так далее, и так далее. Да, курящих здесь критически мало. Их почти нет. С Алматы не сравнить.
Ещё одной фичей, о которой я узнал уже будучи в Ташкенте, является плановая политика. По-нашему, дедлайны. То есть, надо сделать дом. Выставляется дата запуска проекта и алга. В нашем случае и при нашем наблюдении строилась дорога и мост, в районе станции метро Новза (это по улице Бунёдкор, недалеко от одноименного стадиона). Итак, задача в этом случае звучала так: построить и запустить объект к Новрузу (21 марта). Первые снимки мы делали, даже не подозревая о том, что есть какая-то дата постройки.
Вот сколько мы не проходили после мимо – мост и дорогу строили без перерыва. Хоть в 9 утра, хоть в 10 вечера.
Это очень интересное чувство – когда всё возникает буквально у тебя на глазах. А вот сдать объект они на Новруз не успели, как я понял из СМИ. Там же писали, что должны сдать вот-вот, примерно тогда, когда я пишу эти строки. Чуть позже проверю, сдали ли.
Площадь Мустакиллик. Дом правительства Узбекистана
Вот, пока рассказывал, мы и доехали. Вышли на станции Мустакиллик – той самой, с которой уехали в самый первый раз. Здесь находится Дом Правительства Узбекистана. Я смог найти это место в Google, но на карте нет ни слова о том, что это за место. Вокруг – море полицейских. Напряженная атмосфера. Но, обо всём по порядку.
На переднем плане, скорее всего, когда-нибудь будут фонтаны. С других сторон площади Мустакиллик, Дом окружен парком. В который нельзя зайти – входы огорожены, внутри и вокруг курсируют полицейские. Резидент евил какой-то.
Чуть поодаль, в сторону Чиланзара, расположено ещё одно административное здание.
Как ни странно, но наибольший интерес в этой местности представляет растительность. Вы посмотрите на фотографию выше. Что это за растения вообще? Почему эти деревья маленькие и завихренные? Никогда такого не видел ранее.
Далее, вдоль забора расположена свежевысаженная аллея деревьев. На каждом кустике (который после станет деревом) бирка с названием растения.
Вечерело. Решили идти на ту же станцию метро – ехать домой. К вечеру район наполняется европейцами и узбеками, ведущими себя, как европейцы. Это странно, на это обращаешь внимание. Вечером загораются огни на магазинах. Всё это меняет восприятие окружения.
Таким образом, сделав круг, мы пришли к станции, благополучно сели и так же благополучно доехали. Благо, квартира от станции метро в 50 метрах находится. Весьма удобно.
В этот вечер мы также сходили в «Макро», также за шашлыком. Тем и поужинали. Алкоголя в этот вечер не было – после опробованного пива было бы странно, если б появилось желание.
Спать легли сравнительно рано. На следующий день предстояло доехать до Таджикистана, до Душанбе.