Утро 21 марта началось муторно. Вместо нормального завтрака оказался «сникерс», купленный ещё в Алматы (для подобного случая), а вместо идеи остаться на Навруз — план побега из города. Идея была в том, чтобы до обеда погулять по знаковым ташкентским местам (центру), дождаться открытия плова в 12, пообедать и свалить в сторону Шымкента. В 07:30 утра мы вышли из хостела и отправились воплощать план.
Чиланзар
Самое утро мы прогуляли по Чиланзарскому району, до ближайшей станции метро — Чиланзар. Рассказать особо нечего, но есть пара фотографий.
Чиланзар мне понравился. Кажется, это следующий за центром район в рейтинге благоустроенности. Я бы рассмотрел его подробнее, будь в этих местах подольше. Тогда же, 21 марта, мы сели в метро и поехали. Я, зачем-то, купил четыре жетона вместо двух. На метро в Ташкенте мы больше не поедем, потому эти два жетона мы разделили как памятные. Жетоны ташкентского метро такие же, какие были в последние годы советского метро. Судя по свежему внешнему виду и отличающемуся шрифту, их всё же продолжают печатать.
Из метро вышли на станции Мустакиллик майдони — в самом центре Ташкента. Часы показывали половину девятого утра, а значит, целых три с половиной часа на прогулку. И мы пошли ловить в объектив многочисленные туристические объекты, насажденные в центре города.
Центр города Ташкент
Устройством города Ташкент похож более всего на Москву: тот же «круглый» центр, потом малое кольцо и огромная объездная трасса (ТКАД). Все основные туристические объекты города сосредоточены в центре или поблизости от центра. Не смотря на общий размер Ташкента, за день вполне можно и на ташкентский базар зайти, и плова поесть, и по ташкентскому «арбату» прогуляться. Здания правительства тоже находятся в шаговой доступности, но там только смотреть — фотографировать нельзя.
Окрестности станции Мустакиллик в своем большинстве пешеходны, пригодны для прогулок. Лучше гулять на восток, в обратную сторону от правительственного парка. Впрочем, иначе у вас и не получится.
В Ташкенте всё — «Шевроле». Всё время искал глазами Ravon, который заменил Дэу у нас — обнаружил один экземпляр, чуть ли ни на выезде из Узбекистана. Автопарк Узбекистана изменился минимально — появилась новая версия Шевроле Малибу — то поколение, которое действительно круто выглядит. На них и узбекские чиновники ездить не обламываются. Фотография не получилась.
Здесь вообще много что завязано на Амире Темуре (Тамерлане). Для Узбекистана он примерно как Исмаил Самани для Таджикистана. А если подумать, то оба этих человека сильно связаны с историей всего региона. Самани, кстати, родился на территории нынешнего Узбекистана. А Тамерлан умер на территории современного Казахстана. Такие дела.
Сквер Амира Темура
В прошлом году гуляли вокруг, но в сам сквер не заходили. Там было много людей, а как войти в сквер, я понял постфактум. В этот раз было поспокойнее, и пешеходный переход очевидно вёл в сквер. Про историю парка рассказывать не буду, читайте википедию — это интересная тема. Я покажу фотокарточек.
Тут мы вышли за пределы сквера и направились мимо гостиницы на юго-восток. В сторону Малой кольцевой.
Ташкентские улицы
… и здания.
Цитирую википедию: «В январе 1966 в Ташкенте начались индо-пакистанские переговоры при посредничестве СССР по вопросу урегулирования индо-пакистанского конфликта. 10 января 1966 президент Пакистана Айюб Хан и премьер-министр Индии Лал Бахадур Шастри подписали Ташкентскую декларацию, положившую конец войне. На следующий день Шастри скончался от сердечного приступа.» Холодок по спине.
В нескольких кварталах от сквера Амира Темура находится парк Бабура. Позиционирован как «эко», совсем свежий, открыт в июне 2017 года. Что-то новое.
Экопарк имени Бабура
Чтобы не расписывать, где находится парк Бабура, вот вам ссылка на карту.
Вход в экопарк бесплатен. На входе, как и везде, обыщут полицейские с металлоискателем. В сотый раз мне придётся открывать сумку, чтобы показать, что у меня там полкилограмма свинца — павербанк для телефона.
Выходим из парка. На выходе полицейские не обыскивают.
Прогулки по Ташкенту
Выход из парка Бабура аккурат напротив католической церкви. Вот я и помню, что сразу за церковью ничего не было, строительство вели. Дяденьки важные приезжали, в костюмах. Помню я это всё.
В этот раз ближе не пошли — в прошлом году всё видел.
На пересечении улиц Абдуллы Кадыри и Мустакиллик стоят интересные здания. Они стоят по разные стороны от перекрестка и представляют собой одинаковые композиции. Примерно как в Алматы на Новой площади, эти здания, которые номер 13 и 15, и ещё между ними, на Байсеитовой.
На этом моменте случился казус: в округе стало слишком много полицейских. Как в прошлом году, на праздники — порядок охраняют. Здесь их стало больше на центральных улицах, от Мустакиллик к Амира Темура, и на север — прям там, куда мы шли. В Узбекистане странные законы по поводу фотографии — фотографировать можно не всё и не всегда. И если в поездке через перевал Кимчик, с его стратегическими тоннелями и железнодорожными путями, это оправдано, в городе ничего не ясно. Более того, запрет на фотографию, как я понял, не гласный, и со списком запрещенных объектов вы нигде не ознакомитесь. Просто не фотографируй и всё. Потому какое-то время приходилось фотографировать из-под локтя. Или не фотографировать вовсе.
Алайский рынок
Алайский базар — старейший рынок Ташкента. Однако, старость никак не вяжется с тем, что происходит на рынке сейчас. Никакой туристической ценности рынок не представляет: полупустое главное здание рынка, а за ним павильон с тем, что у лоха-туриста должно напоминать восточный рынок. Ну, есть там сушеная курага, ещё что-то подобное. Атмосфера так себе, обычный окультуреный рынок. Сравнить могу только с московскими ярмарками в районах, близким к МКАД.
На Алайский рынок стоит идти, если хочется попробовать плова в центре: перед базаром стоит кафе, там плов открывают в 12 дня. За главным павильоном есть общественная уборная (800 сум), сигаретный магазин (не работающий в праздники) и офис «Билайна», где тебе, иностранцу, номер не продадут. С июня 2017 года иностранцам продают сим-карты только в центральных офисах, при наличии регистрации. Хотя узбекские СМИ пишут о том, что ситуация упрощается уже сейчас.
Мы здесь искали кое-что, чего не нашли. Покружились и двинули в сторону ташкентской телебашни. По плану следующим номером было пообедать ташкентским пловом и катить на родину, в Казахстан. Часы показывали 11 часов ташкентского утра.
Здесь позволю себе сделать небольшое отступление…
Плов в Ташкенте
Сделать небольшое отступление с рекламой ташкентского кафе. В общем, от перекрестка Амира Темура и Малой кольцевой (фото сверху), нужно повернуть направо. Там двигаетесь по правой стороне улицы — по ней встретите с десяток разных мест общепита, в пределах одного квартала. Вам нужно кафе, которое стоит на пересечении с улицей Бодомзор йули, вот точка на гуглокартах.
Плов здесь шикарный, со всеми узбекскими наворотами. По желанию, добавляют к плову перепелиные яйца и казы — такой вариант называется «полный». Людей в кафе всегда много, и туристов среди них я не встречал. Место нашли в прошлом году совершенно случайно, тупо гуляя по Малой Кольцевой. Важный момент: плов здесь «открывают» с 10 утра, а не с 12, как в остальных едальнях.
В этот раз особо не экономили, взяли «полный». Ещё взяли салат, чайник чая, лепешку — как нормальные узбеки. Счёт вышел что-то в районе полутора тысяч тенге, вообще ни о чём. Сам плов стоит 600 тенге за тарелку. Денег всё так же оставалось больше, чем нужно было.
Граница Узбекистана и Казахстана
Вышли из кафе в районе половины первого (GMT+5). Чтобы потратить оставшиеся деньги, решили ехать обратно, к центру — зайти в супермаркет и слить деньги. В Казахстане в то же время было пол-второго дня, а до ближайшего супермаркета — 2 километра.
Решили, что лучше в этой ситуации слить деньги на прямом такси до границы. Первый же попавшийся на поднятую руку таксист (они ловятся на руку, как в Алматы), запросил за проезд 30 000 сум (1 500 тенге). Не торговались, сели сразу — так я впервые прокатился на Шевроле Спарк.
К границе приехали в 13:10. Там ещё пешком нужно пройти с километр, машины не пускают. В 13:20 были у узбекского КПП. В этот раз было на удивление мало людей: в прошлом году чуть было не раздавили, а тут уже в 13:26 перешли узбекскую границу, я даже не сразу это понял. Шесть минут — за такое время я даже казахско-кыргызскую не переходил.
Казахский КПП стоит сразу за узбекским, будто бы не прерываясь. Здесь тоже людей не было. В отличии от узбекских пограничников, наши до меня таки докопались. Типа, откуда еду, зачем еду, куда сейчас направляюсь. Отвечал честно: выходные, качу из Алматы, через Бишкек и Ош в Ташкент и вот, теперь в Шымкент. Наурыз-трип у меня такой, отдыхаю. Они чего-то смотрели в мой паспорт, передавали его друг другу, затем поставили печать и отпустили. В 13:32 я был на территории Казахстана — итого, 12 минут на прохождение узбекско-казахской границы.
Сразу после перехода границы, тебя атакуют тысячи таксистов. Но это уже другая история, про то, как мы добрались до Шымкента и благополучно прожили там целых два дня.