Где-то в конце девяностых, когда мои родители планировали очередной отъезд на ПМЖ из Казахстана в Россию, одним из вероятных вариантов (пожалуй, единственным конкретным) была Кубань. Не в сам Краснодар, но близко: в Анапу. А где-то в начале девяностых совсем недалеко отсюда родился я – но никакой памяти не осталось, слишком рано меня отсюда «уехали».
Помёрзнув месяц в центральной полосе России, поглядев на их быт и перерытые улицы, мы внезапно (!) вспомнили, что на юге есть квартира с ремонтом, в новостройке. Купили билеты на поезд и, передав съёмную квартиру в Москве хозяйке, ломанулись весело в ЮФО. Если полёт до Москвы был первым в моей сознательной жизни полётом на самолёте, то покатушки на поезде в Краснодар – первыми сознательными покатушками на поезде.
Вот уже три недели, как мы тусим в Краснодаре. За окном автомобили с номерным регионом 23, 123 и 93. А ещё там температура воздуха доходит до сорока градусов: после Москвы, откуда мы сюда приехали, неплохой такой контраст. Первая неделя ушла на обустройство квартиры и решение документальных формальностей. То, что происходит уже третью неделю после – борьба с ветряными мельницами, аки происходящее с нами же в Москве. Тем не менее, получилось погулять по городу, оглядеть центр и частично окраины. В статье я расскажу о собственном взгляде на город Краснодар, чуть-чуть о транспорте, местной ментальности и жизни в городе.
В Краснодаре мы живём на севере от центра города. Прямо в противоположную сторону от Ашана (потому закупаемся не там, а в Ленте). 30 июля мы целенаправленно двинули в центр, изучать оный. Маршрут прошёл через улицу Московская до Зиповской, оттуда переход на главную улицу города – Красную, и до упора. Классически, рассказ веду в форме прогулки по городу, с лирическими отступлениями, рассказывающими о нюансах и деталях.
Краснодар
Краснодар географически находится на северном Кавказе, а юридически входит в Южный Федеральный Округ. Расстояние от Москвы такое же, как от Алматы до Астаны в Казахстане. Расстояние до моря – час до Чёрного моря, час до Азовского (ни на том, ни на другом я ещё не был) + Краснодарское водохранилище под боком – в Адыгее, граница с которой проходит по реке Кубань. Климат, по собственным ощущениям, как в Шымкенте. Только что влажность выше, и в помещениях без кондиционера нужно иметь хотя бы крючок у потолка – чтобы долго не мучиться.
Город имеет выгодное экономическое положение – в связи с морями кругом и занимаемым территориально местом. Ближайший крупный город – Ростов-на-Дону, как я понимаю, не особо круче, не смотря на разрыв в количестве населения (в Краснодаре сейчас проживает 882 000 человек). На улицах машины, которые могут по стоимости конкурировать с московским автопарком, на улицах много современных, крупных супермаркетов, ассортимент которых несравним с алматинским. Штаб-квартира сети гипермаркетов «Магнит» находится в Краснодаре.
История города начинается в 1793 году – тогда город назывался Екатеринодаром, и представлял собой станицу-крепость-укрепление, в котором тусили казаки, охраняя между делом южные границы Российской Империи. В годы гражданской войны город стал «столицей» Белого юга, а после войны получил название Краснодар. В августе 1942 года город был захвачен фашистами, потеряв 13 тысяч людей местного населения. В феврале 1943 года город был освобождён, но войска противника, отходя, взорвали большое количество исторических памятников, часть из которых после войны так и не восстановили.
Недвижимость в Краснодаре
Краснодарская недвижимость радует: не смотря на то, что много районов с частными домами, в городе достаточно много многоэтажек – их этажность достигает 22-25 этажей.
На севере города процветает строительство (в принципе, и в остальных районах) – куча новостроек и новых микрорайонов. Вилка стоимости квартиры в новостройке Краснодара – от 1 млн. рублей до 2.5 млн. тех же рублей.
Не везде в этой сфере ситуация радужна. Есть в России такая тема: покупать землю под строительство частного дома, строить там этажку, затем идти в суд и добиваться права на строительство многоэтажки уже по факту застройки оной. Цены на квартиры в таких домах, как правило, ниже (можно найти квартиру за 600 тысяч рублей), но и рисков тоже прилично. Дома же строятся на долевой основе.
Тем не менее, рынок процветает. Десятки строительных компаний, всеми силами старающимися продать новые квартиры. Новые, уже купленные квартиры продают уже частники – они продаются сотнями. Вокруг строительства выстроены целые бизнесы – те же риэлторские агентства и рекламные агентства, специализирующиеся на рекламе именно строительных объектов.
Стенд с «бимером» стоит по той же Московской улице, вблизи от «Магнита», а значит, и от центра. Перед тем, как мы окунёмся в шумную жизнь центра, я расскажу о краснодарском транспорте. Та же BMW настраивает на этот разговор.
Транспорт в Краснодаре
Краснодарцы перемещаются по городу на автомобилях, автобусах, троллейбусах и трамвае.
Автопарк
Краснодар занимает первое место по России в показателе машин-на-душу-населения. Их тут больше, чем в Москве. Бензин дорогой – в районе 200 тенге за литр 92-го. Автопарк города разнообразен – от VW Scirocco из 80-х до Mercedes W222. Горожане предпочитают кузовы «универсал» и «хэтчбэк» всем другим видам кузовов. По средней стоимости автомобиля автолюбители Краснодара с алматинцами конкурировать не могут никак. На улицах практически не встречаются попсовые у нас Гелендвагены и Камри (всех поколений).
Зарядок для электромобилей в городе несколько, как я понял, их устанавливают частники. Возле зарядок парковка окрашена зелёным цветом – онли фо. К слову, ни разу не встречал в Краснодаре попсовую у нас Tesla.
Краснодарские полицейские передвигаются на «Лада» (видел и «Самары», и 2110-2112), Хёндэ. Сами по себе полицейские не агрессивны, проблем, как в Москве, не создают. Более того: их на улицах практически не видно. Останавливают, по большей мере, на стационарных постах – перед мостом, что до Ашана, например.
В Краснодаре, как и во всей остальной просмотренной России, меньше ажиотажа на «красивые» номера. Что-то вроде «а001аа» на улицах встретить невозможно. Модно брать «зеркальные» номера, в которых нет никакого понта: «848», «292», и так далее. Существует вторичный рынок красивых номеров ГРНЗ: покупается Жигули с красивым номером, номер перевешивается на другую машину (их можно перевешивать), а Жигули либо выбрасывается, либо сливается за остаток.
Зато здесь (как и в остальной России) любят тонировку. Закатывают и передние стёкла, зачастую лоб. Не мудрено: при штрафах всего в 500 рублей и я бы ездил вкруг катаный. Несравнимо с нашим штрафом в 5 000 рублей/25 000 тенге.
В центре Краснодара платные парковки, стоимость часа стоянки – 30 рублей. Работает система так же, как в Алматы или Москве. Не смотря на платность парковки, найти место для машины в центре – сущая проблема.
Общественный транспорт
Общественный транспорт в Краснодаре – это, в первую очередь, трамвай. Его здесь называют ещё «краснодарским метро». Его отличительная особенность – в большинстве случаев трамвайные пути огорожены от остальной дороги. А где не огорожены – трамвай имеет приоритет перед другим транспортом.
Трамвайные вагоны бывают самые разные – минимум 3-4 вида: от «ретро», до построенных явно в последние лет 10.
Стоимость проезда в трамвае стандартная для общественного транспорта – 23 рубля за одну поездку. Багаж оплачивается отдельно. При оплате дают билет, что редкость для общественного транспорта Краснодара.
Автобусы в Краснодаре – самый гибкий вариант перемещения по городу. Стоимость проезда колеблется от 20 до 25 рублей (в зависимости от маршрута), но чаще – те же 23 рубля. Автобусы бывают как московские ЗИЛы, так и микроавтобусы, типа Мерседес Спринтер, как в Бишкеке. В районе 8 часов вечера автобусы вымирают, а до 8 часов стоят в пробках, как и весь остальной транспорт.
На троллейбусах не катались – их тут, по-моему, меньше, чем трамваев.
Улица Красная
Дойдя по Московской до улицы 40-летия Победы, мы обогнули Чистяковскую рощу и направились назад, до Зиповской, чтобы через неё попасть на Красную. Один из проблемных нюансов города – через него проходит железнодорожный путь, определяющий все переходы, мосты и дороги в районах прохождения. Так и тут – насквозь пройти не получилось.
Затем было несколько крайне неудобных подземных переходов (приходится наклоняться при входе), и вот мы на финишной прямой.
Улица Красная начинается через три минуты хода пешком. Улица разделена на две части, по направлениям движения. Между дорогами – приличная аллея, внутри которой, считай, парк отдыха.
Кинотеатр находится прямо-таки в устье улицы. К слову, является памятником архитектуры (построен в 1967 году). С другой стороны от точки взгляда находится поющий фонтан. Играет симфоническая музыка, а фонтан выполняет роль эквалайзера. Фотография мало рассказывает о том, как это работает, а видео я пока выложить не могу:(
Сама по себе аллея на Красной шикарна. Ни шума, ни толп людей. Идёшь себе, втыкаешь в зелень деревьев и периодически попадающиеся памятники. Благодаря деревьям, тут ещё и прохладнее, чем снаружи.
Повторюсь, в Краснодаре нет такого, чтобы тебя остановили и спросили «что ты тут делаешь, куда идёшь». Регистрацию тоже ни разу не спрашивали. В плане безопасности тут вообще ситуация такая: можно зайти в какое угодно здание, не объясняя, зачем ты пришёл и к кому направляешься – никто слова не скажет. В Москве в принципе без пропуска никуда зайти нельзя.
Ещё одна особенность города – здесь прямо в центре города растут фрукты-орехи. Деревьев грецкого ореха несчётное множество, например. А также слива, виноград, и прочее подобное. Вот прямо на улице растёт.
Рождённая в Александрии в конце 3 века Святая Екатерина является покровительницей города. Памятник установлен в 2009 году.
Торговый центр «Галерея» мало отличается от любого другого ТРЦ (взять тот же «Апорт»). Однако, по размерам ему аналогов фактически нет. Это два больших, четырёхэтажных здания, соединенных между собой перешейком. С этого ракурса оценить реальные размеры строения невозможно.
Площадь и ближайшие пространства наводняли моряки, 30 июля – день ВМФ.
Ещё одна фишка местности – на выходные проезжую часть улицы Красная перекрывают для транспорта, она становится пешеходной. Примерно в этих местах, как я понимаю, находится старый центр города. Именно здесь можно начинать вертеть головой в поиске старых зданий.
Отсюда у нас три пути: прямо – Войсковой собор святого благоверного князя Александра Невского, если пойти направо – можно дойти до набережной реки Кубань, а если пойти налево – там памятник Екатерине и парк культуры и отдыха. До Кубани мы сходим как-нибудь в другой раз, сегодня – прямо и налево.
А пойдём мы по Коммунаров обратно, параллельно Красной. Улица, находясь в непосредственной близости от Красной, являет собой её полную противоположность. Здесь можно посмотреть на такие же старые здания, но в много худшем состоянии. Ещё здесь можно смотреть на граффити, которые покрывают эти здания. По большей части улицы Коммунаров проходят трамвайные линии, ко всему прочему. Это тот район, куда после десяти вечера лучше не соваться, мне так кажется.
Краснодар: эпилог
Идти к Северной обратно было как будто медленнее, чем от неё. Но мы таки дошли, дождались своего 36 автобуса и поехали изучать ассортимент «Ленты» – тут уже мало что интересного.
Из особенностей города, что остались за кадром: большое количество интим-магазинов, с яркими и большими вывесками. Это сразу бросилось в глаза. Видел баннер на Российской, где мужчин приглашали в релакс-салон. Уж не знаю, что там за салон, но наличие подобного баннера меня прямо-таки пугает.
Сами же люди в Краснодаре неплохие – то, что я читал ранее на интернетных форумах не соответствует действительности, либо рассказывает о области и деревнях. Кавказцев, которые докучают кому-то лезгинкой по ночам также не встретил. На дорогах тоже всё более-менее спокойно. Даже спокойнее, чем в Москве, где пешком ходить практически нереально.
Тоталом, Краснодар весьма похож на Алматы. Только меньше и медленнее. Здесь было бы приятно жить, если бы правительство России больше позволяла субъектам федерации в создании собственных законов. Краснодарцы бы не сделали той ерунды, что придумывают в Москве.
На сколько я задержусь в Краснодаре, пока не понятно. Вероятно, напишу ещё что-нибудь.