Получилось ли нам воплотить свои планы на утро 23 марта 2017 года? Едва ли. С каждым днём путешествия становилось всё тяжелее вставать по утрам, и 23 марта наш день начался в 8 часов 30 минут утра. По-быстрому позавтракав, мы взяли свои лёгкие сумки (с водой и зарядкой для телефона) и двинули. Как и в случае со вторым днём в Ташкенте, сначала по плану, потом — хаотично. Душанбе — день второй.

Парк Победы

Душанбинский Парк Победы был открыт в 1975 году — к 40-летию Победы в Великой Отечественной. Располагается он в восточной части города, на холмах. Центр Парка — монумент воинам, участвовавшим и погибшим в Великой Отечественной Войне.

Дорога до Парка Победы в Душанбе

Душанбинский Парк Победы оказался совсем близко к тому месту, где мы снимали квартиру. Здесь, в принципе, всё близко — город маленький. Вышли на Шотемура, по ней на восток до конца, затем кольцо, а за ним — подъём на гору.

Шотемура кольцо Душанбе
Вот оно, то кольцо. Фотографировал верхушки гор.
Парк Победы Душанбе дорога
А вот это — подъём в гору. Отсюда начинается панорамный вид на город. И «градиентное здание» тут как тут.

Подъём не сложен, градус небольшой. Окружающим до нас тоже никакого дела не было. Ровно через 15 минут после кольца мы подошли ко входу в парк.

Парк Победы вход Душанбе
«Боги Галаба». Парк Победы, в общем.

В парк можно попасть ещё и по канатной дороге — с улицы Дружбы Народов. Но смысла, думаю, в этом никакого. Особенно весной, когда ты идёшь по парку меж цветущих деревьев.

Парк Победы Душанбе асфальт
Здесь есть автомобильная дорога, и она весьма аккуратна. На горизонте… да-да.
Цветущие деревья дорога на Парк Победы
Обещанные цветущие деревья.
Цветущая яблоня Душанбе
Чуть-чуть поближе. По-моему, это яблоня.

После первого поворота налево можно выйти на тропинку, которая идёт параллельно дороги, с левой же стороны. Машин не встречали, потому можно идти и по асфальту.

Панорама Душанбе
Отсюда можно увидеть подобие панорамы города.

Душанбе 2017 панорама города

Минут через 15 проходим мимо фуникулёрной станции. Здесь таки были люди и машины. Отсюда до основного монумента ещё идти и идти — и зачем только фуникулёры здесь нужны?

Станция фуникулера Парк Победы Душанбе
Фуникулёрная станция по дороге на Парк Победы.
Душанбе панорама города
Ещё одна панорама. Теперь — на южную часть города. Микрорайоны где-то там.

В 10 часов ровно мы подошли к центральному элементу Парка.

Мемориал Победы — Парк Победы

К сожалению, монумент построен так, что нельзя сфотографировать его целиком, или же выцепить какой-то основной элемент. Плюс, такое чувство, что с Советских времён в нём ничего не меняли — как будто откатываешься во времени назад. Стоит отдать должное ответственным за объект людям — здесь порядок. Тогда, когда мы там были, 23 марта, его территорию убирали прямо при нас. Казалось бы, зачем убирать: середина недели, да и до Дня победы далеко.

Монумент Победы Душанбе ступени
У самого подножья мемориала.

По сторонам от ступеней — таблички с именами-фотографиями участников войны.

Парк Победы Душанбе монумент
Избитое «Никто не забыт, ничто не забыто».

Справа от «Никто не забыт, ничто не забыто» табличка, на которой написано о том, что здесь покоятся товарищи, отдавшие жизнь за установление Советской власти в Таджикистане. Если честно, этот момент я не понял. Вообще ни разу не понял. Есть среди постсоветских стран такие, что дико отрицают советскую власть — это стрёмно. Но оставлять подобную память…

Парк Победы вид на город с мемориала
Если посмотреть с мемориала в сторону города.
Мемориал Победы Душанбе панорама
Ну и панорама мемориала.

Больше здесь смотреть нечего. Мы решили не ограничиваться мемориалом, и зайти ЗА него. То есть, на надпись «Никто…», и далее. Там такая же площадка, как на фотографии выше.

Душанбе поселок за мемориалом ВОВ
А там оказался кишлак. Такую же фотографию вы сделаете, если пройдёте метров сто от мемориала на восток.

С самого начала Парк Победы напоминал мне алматинский парк Кок-тобе. Тоже в горах и фуникулёры, тоже на востоке города, панорама и почти такие же виды ЗА парком. Отличие (позитивное, конечно) в том, что здесь гору не превратили в тусовочное место, наставив ловушек для карманов заезжих лохов.

Город Душанбе — улицы и здания

Собственно, на этом моменте все планы и пошли обычным ходом. Пока спускались с Парка Победы, решили почекать маршрут до стоянки такси в Худжанд, о котором нам рассказала хозяйка квартиры. Нужно было выйти на проспект Рудаки, сесть в автобус маршрута 3 в северном направлении и доехать до конечной. Чтобы по дороге зацепить ещё чутка городских пейзажей, пошли в обход. А именно — через улицу имени Бехзода.

Весна в Душанбе
Зелень, снова зелень.

По дороге, правда, ничего эдакого не обнаружилось. Ближе к Рудаки находится театр Айни, следовали к нему.

Душанбе старый дом
Это где-то по дороге.
Театр Айни Душанбе Таджикистан
А вот тот самый театр Айни.
Здание Душанбе
Здание неопознанной академии в Душанбе.
Душанбе здание
Ещё одно неопознанное здание.
Светофор Душанбе
Не смотря на беспорядок в этом кадре, я ответственно заявляю: светофоры в Душанбе всё-таки пользуются уважением. Как минимум, в центре.
Сигареты в Душанбе
Что-то типа сигаретного ларька.
Барельеф Душанбе
Советский барельеф с национальным колоритом.
Apple в Таджикистане
Продукция Apple. Чутка рвёт шаблон, не так ли?

Таким макаром, мы были на остановке минут через 40. Ещё минут 5 ждали автобус.

Общественный транспорт в Душанбе

Общественный транспорт в городе это автобусы, троллейбусы, такси и маршрутки. Мы ездили только на первом варианте. Стоимость проезда в автобусах Душанбе такая же, как и в Худжанде: 1 сомони (или 39.1 наших тенге). 

Есть ещё один тип транспорта, аналогов которому я не встречал: такси-маршрутка. Выглядит это так: едет легковой автомобиль (чаще «Опель»), а под стеклом у него — номер маршрута. Маршруты аналогичны тем, по которым ездят автобусы или маршрутки. Кто-то из водителей не держит номер маршрута под стеклом, вытаскивая его тогда, когда подъезжает к остановке. Эти водители навязчивы своим вниманием вашей персоне — стоишь себе, ждёшь автобуса, а между прочим штук 20 таких таксистов проезжают мимо, притормаживая. 

Маршрутка в Душанбе
Такси-маршрутку, к сожалению, я вам показать не могу. Однако и маршрутки далеки от классически-стереотипных Газелей и Фордов.

Мы дождались свою «тройку», сели в неё и поехали. Определяющая особенность: проезд оплачивается при входе. Не передаётся, а вот прям перед тем, как войти в автобус. По-моему, шикарная система. Про саму поездку в автобусе много не скажешь: едешь себе, да в окно смотришь. Женщине место уступил парень-таджик. Значит, культура здесь в этом плане присутствует.

До конечной, где тусят таксисты, едущие в сторону Худжанда, мы ехали около получаса. В 12:15 мы вышли в точке назначения.

Троллейбус Душанбе
А такие в Душанбе троллейбусы. Они не едут до того пятака, где таксисты стоят.
Автобус Душанбе
Автобус в обрамлении «опелями».

Цементный завод, Душанбе

Это самый крупный объект здесь, потому и район по-умолчанию называем так. Здесь мы осмотрели площадку, с которой завтра уедем, зашли в магазин, где взяли нарочито дешёвых таджикских сигарет (по-моему, Rosso), да погуляли вдоль дороги прочь.

Район цементного завода Душанбе
Центр Душанбе — это туда.

Вот эта стена, что на фотографии выше находится справа — весьма примечательная вещь. В каждой её секции находится зарисовка, как-то связанная с историей Таджикистана и таджикского народа.

Стена в районе цементного завода Душанбе
Все — картины, нарисованные прямо на кафеле.
Древняя карта Таджикистана
Подписи — на таджикском и английском языках.
Душанбе заводская труба
Общий план, где труба, стена и горы.

В связи с тем, что это уже периферия (не уверен, что район входит в границы города), здесь можно увидеть много того, зачем ты вообще приезжаешь в Таджикистан, но не видишь в городе. Те же горы. Они офигенны. А может, это у меня всё тоска по Алматы играла.

Горы Душанбе
Горы, кишлак и бензин — 5.9 сомони за литр 92-го. 240 тенге почти, прикинь, страдающий алматинский автолюбитель.
Точик цемент
Потом было административное здание Тоҷикцемент. Тоже, очень колоритное.
Речка Душанбе
И пейзажи, отдалённые от центра города.
Окраина Душанбе
Красота!

Парк имени С. Айни

Он просто попался по пути, специально сюда не шли. И, раз уж попался, то зайти прям потребовалось. Площадь его 6 гектар, а заложен он был в 1958 году. К сожалению, в момент посещения ремонтировался, оттого эти 6 гектар посетить не удалось. И, забегая вперёд, скажу: если посетить его не удастся — сильно не расстраивайтесь.

Вход в парк Айни Душанбе
В связи с Наврузом, входные ворота парка были соответственно украшены.
Парк Айни
Аллея внутри парка с растяжкой, содержащей жизнеутверждающие слова Основателя мира. Об Основателе мира позже замолвлю словечко.
Айни парк Душанбе
Справа от аллеи — загородка из тента. За ней — они.
ПКиО Айни
Это — по центру. Не знаю, что это.
Аллея парк Айни
А это — по другую сторону от «центра».

Таким образом мы сделали круг вокруг купола и двинули вон из парка. То ли потому что торопились дальше, то ли потому что смотреть здесь нечего. К слову, про шесть гектар я узнал уже из Википедии.

Вышли из парка, прошли метров 200 и поняли — всё, надо дальше ехать. Плюс, карта не обещала новых достопримечательностей. Дождались уже знакомой «тройки», да поехали. До конечной, но уже в другой стороне.

Далее — то, что снималось через автобусную тонировку. От неё фотографии даже теплее выглядят. Что конкретно на фотографиях — без понятия, экскурсия без гида произошла. Потому, скопом.

Душанбе проспект Рудаки здание

Душанбе проспект Рудаки сталинка
«Сталинка».

Проспект Рудаки

А приехали мы в конце концов… на вокзал Душанбе. Хотя ожидали, почему-то, что приедем куда-нибудь в микрорайоны. Не судьба.

Район вокзала Душанбе

Вокзал Душанбе
Вокзал «Душанбе».

Вокзал выглядит чисто и аккуратно. Как минимум снаружи. Это всё, что у меня есть рассказать, ибо внутрь не заходили. Не надо потому что. 

Для меня таджикская железная дорога это что-то, граничащее со сказками. По-моему, с этими горами тут поездам совсем не место. Однако, железная дорога есть и в Душанбе, и в Худжанде. Соединяется ли она между собой — большой вопрос. Однако, слышал что откуда-то отсюда ездят поезда и до России. Тут тоже вопрос — через что? Через Узбекистан? Сомнительный маршрут для таджиков, у которых даже автобусы ходят через Ош.

Район вокзала в Душанбе чище, чем в Астане или Алматы. Наверное, потому что находится в центре города (алматинский вокзал Алматы-2 не спасает даже это). Сравнить душанбинский вокзал могу лишь с тем, что находится в Бишкеке (в конце Эркиндик). И то, в Душанбе как-то посовременнее выглядит.

Вокзал Душанбе троллейбусы
Перед вокзалом — кольцо. И троллейбусы. Видимо, те самые, что по Рудаки ходят.

Смотреть здесь нечего. Идём по проспекту Рудаки в сторону… да-да. Опять в центр. Там уже всё такое родное и знакомое, а у нас уже пол-третьего дня, и нам есть, куда идти обедать.

Гостиница Пойтахт Душанбе
Севернее вокзала — площадь Айни. И гостиница Пойтахт.
Туалета нет Душанбе
Ещё севернее нет туалета. Совсем нет. Просто имейте ввиду, если пойдёте в эту сторону в туалет. Последний на таджикском звучит как «хочатхана». Что звучит саркастично.

Благо, туалет нам был нужен меньше всего. Мы предпочли ему ближайший рынок, где за 1 сомони 50 дирам купили местную лепёшку (чек в чек-листе) и направились домой. Домой шли долго, дворами. Искали еды на обед. Очень хотелось попробовать местную шаверму. Последнюю мы хотели попробовать и не попробовали, в хронологическом порядке: в Таразе, в Шымкенте, в Ташкенте. Здесь тоже не попробовали. Не нашли, прикиньте.

Судя по ценникам, стоит эта самая шаурма/донер 7 сомони. Из фастфуда здесь есть ещё самбуса (самса, то бишь), которую мы также не попробовали. Зато нашли возле дома магазинчик, где взяли по пирожку (50 дирам), по чебуреку (1 сомони) и по беляшу (1 сомони). В конечном счёте отдали 5 сомони (или 200 тенге) на двоих, за офигенно большую кучу всего этого. И всё это было нереально вкусно — чес слово. Брали мы еду прямо рядом с кольцом, которое я показывал вам в начале статьи. На северной стороне. Будете — возьмите, поймёте, о чём я.

Взявши еду, мы отправились отмечать сиесту в свою «квартира душанбе посуточно 150 сомони». Ну а пока мы потребляем мучные продукты с мясом, картошкой и канцерогенами, я расскажу вам ещё одну историю. О полиции в Таджикистане. Обещал же, помните?

Полиция в Таджикистане

Полиция в Таджикистане называется милитсия. Милиция, то бишь. Полиция в Таджикистане это некоторый подвид человека, сохранившегося из 90-х годов. Чтобы понять, как и чем здесь живёт полиция — просто отмотайте в своей памяти 20 лет назад.

Первый раз мы увидели полицейского ещё 21 марта, в Худжанде. Машину полицейскую увидели там же, даже чуть раньше — писал в статье про дорогу до Душанбе.

Полицейский в Худжанде
Размахивая палочкой одной рукой, другой держа у уха мобильник, сей гражданин регулировал движение. Конкретнее — сгонял сайгаков с проезжей части. Последние клали на гражданина много.

Вот это дикое отношение — когда кто-то подходит к полицейскому, а он продолжает заниматься своими делами — это я действительно очень давно не видел. После, через 3 дня после фотографии мы станем свидетелями, как в этом же Худжанде полицейские остановят наше такси, и тут же на него забьют. Ой, да нас на деле весьма часто тормозили, так что расскажу ещё.

Полиция же — первое, что мы встретили в Душанбе. Прям когда в час ночи вышли из такси. Мимо проезжала полицейская машина. Поравнявшись с нами, курящими на обочине, включила «люстру». Проехав ещё метров 20, полицаи вышли из машины, вооружившись палочкой начали отлавливать машины из ночного трафика. Без причины. И на нас им было много всё равно.

Потом мы ехали на такси до гостиницы. Это когда попутчик повёз нас в неё. Тогда тоже полицейские остановили таксиста. Как пояснил З***, у таксистов часто проблемы с документами (таксисты должны иметь лицензию на извоз, как уже везде), а «милитсия» часто злоупотребляет коррупцией.

Что характерно в отношениях водителей и полицейских: чаще всего они здороваются и едут дальше (при этом обменявшись непонятными репликами). Даже документы не смотрят/не показывают. То ли при «здорованье» сразу передаётся фиксированная сумма, то ли ещё что — так и не понял.

Выйдя в город, 22 марта утром, полиция в центре было почти первым, что мы увидели. Прямо возле гостиницы «Таджикистан».

ДПС Таджикистан
Вот он, хлопец в форме, похожей на российскую.

По фотографии выше можно увидеть, что полицейские патрулируют не всегда на служебной машине. Тоже, очень-очень непривычно. Видели полицейского на тонированном лексусе. В том же Худжанде.

Милитсия Душанбе
Пример полицейской машине. Как и в Бишкеке, тут они бывают совершенно разнообразные.
БХА Душанбе
Непонятно, чьего ведомства машина. Номера — чёрные, вроде как военные.
2114 полиция Душанбе
Как бы там ни было, «четырки» в полиции всяко служат.
Полицейский Хаммер Тигр Душанбе
А как вам «Тигр» в роли полицейской машины Душанбе?
Военный Ланд Крузер Душанбе
Ну и вот, Крузак на военных номерах. «Когда хотим везде понты на тачках тоже ездием», как говорится.

Полиция в Таджикистане — не друг тебе, турист. Местная полиция это даже не узбекская. Ещё одна лепта в горшочек доводов за то, чтобы не ехать сюда собственным ходом.

Впрочем, к полиции мы ещё вернёмся — однажды, как минимум. Сейчас, пока мы ещё едим, я хочу следом показать, как выглядят таджикские деньги. Ну, совсем короткий рассказ будет.

Таджикская валюта

Валюта Республики Таджикистан — сомони. Называется она так в честь Исмоила Сомони, о котором я уже рассказывал. В одном сомони — 100 дирам. Один сомони сегодня — 39.1 тенге. Обменять тенге на сомони напрямую не получится — бери в Таджикистан доллары: они здесь котируются. 

Таджикский сомони
Так сомони выглядят лицом.
Сомони задняя сторона
Так они выглядят с оборотной стороны. Предполагается, что иностранец — дебил, не понимающий арабских цифр. Потому номинал продублирован английским языком.

Монетки бывают новые и старые. В ходу и те, и другие. Отличие новых от старых — они крупнее.

Купюра 50 сомони
А это — купюра в 50 сомони, попавшаяся нам только 23 марта вечером.

Таджикские деньги приятны на ощупь. Пожалуй, самые приятные деньги, что мне доводилось держать в руках. После долларов, конечно — их качество действительно хорошее.

Улица Дружбы народов

Мы поели, и по хронометражу уже двигались к какой-то церкви по улице Дружбы народов. Далее — по списку, на что обращали внимание по пути.

Фуникулерная станция Душанбе
Отсюда ездят фуникулёры до Парка Победы.
Кишлак Душанбе
Кишлак на склоне горы и «опели» на переднем плане.
Мечеть Душанбе
Первая и последняя мечеть, что видели в Таджикистане. И «опели», опять же.
Душанбе кишлак
Таким я себе и представлял всегда таджикский кишлак. Дома будто друг на друге стоят.

И тут мы неожиданно подходим к собору. Нечего там рассказывать. Церковь, прикинувшаяся христианской, оказалась со всех сторон огороженной. Трейф.

Собор в Душанбе
И всё.

После мы свернули на улицу Айни и отправились прощаться с городом. Последний вечер же. А отправились мы туда же, откуда начали изучение Душанбе — к парку Рудаки. На часах было 17:35, оставался шанс понаблюдать закат.

Улица С. Айни

Айни — одна из центральных душанбинских улиц. Идёт строго восток-запад, под углом к проспекту Рудаки (с которым пересекается однажды). Если говорить о Алматы, могу сравнить эту улицу с улицей Тимирязева. Вроде бы центр, но поспокойнее.

Улица Айни Душанбе Дома
Первый кадр улицы Айни. Очень нравятся мне эти дома справа.
Айни улица желтые дома
Хотя, вот эти тоже неплохие. Подскажите, пожалуйста, к какой эпохе они относятся? Сталинка?

А вот то место, где мы уже были — площадь С. Айни. Но уже с другого ракурса. Здесь происходит перекрёсток с проспектом Рудаки.

Площадь Айни Душанбе
Площадь С. Айни.
Улица Айни Душанбе вечером
Господи, как же я люблю контрастные фотографии, где фокус на Солнце!
Торговый центр Баракат Душанбе
Ещё один ТЦ с пафосным названием. Но мужчина с тележкой, как на рынке.
Душанбе Айни Участок убирает дворник
Оставленная советская табличка «участок убирает дворник…» вызывает мысли о том, что в СССР всё-таки стабильнее всё было. Знаете дворника, который убирает ваш двор сегодня?
Шевченко 46 Душанбе
Тут тоже не стали снимать старые таблички — уже с номером дома.

Да, дойдя по улице Айни до монумента Победы (представляет собой сдвоенный фаллический символ, мало достойный внимания), мы свернули на улицу Шевченко, на север, в сторону сада Рудаки.

Вечер в Душанбе

От поворота на улицу Шевченко до «панорамы» мы шли около 20 минут. Хотелось застать заходящее солнце, и застали — пусть и маленький его кусочек.

Закат солнца в Душанбе
Стоишь тут, где началось твоё знакомство с городом, и думаешь: ведь, вероятно, я здесь в последний раз. Время замирает, а голова полнится бессмысленными размышлениями.

Герб Таджикистана Душанбе

С мыслью о том, что мы здесь в последний раз, мы таки решили спуститься вниз. Туда, где можно ещё и водопад посмотреть.

Парк Рудаки вечером
Это уже внизу. Вид на запад.
Водопад Рудаки Душанбе
Вечером включают подсветку водопада. Собственно, это произошло прямо на наших глазах.

Когда с панорамы вниз ведут две лестницы. Одна из них попала в кадр — в правой области фотографии. Мы спускались по той, что не попала в кадр, понимались же по этой. Не повторяйте нашей ошибки. Та лестница, которую видно, напрочь залита водой. Идти — испытание.

Рудаки парк Душанбе вечером
Зато с неё тогда была сделана эта фотография.

Поднялись, пошли к проспекту Рудаки. Время на часах говорило о том, что пора бы уже взять покушать, да двигать на ночёвку.

Памятник Исмоилу Сомони вечером
Ещё одна фотография памятника Исмоилу Сомони.

Шли маршрутом Руставели-Турсунзода-Шотемура — мимо Таджикско-Российского Славянского Университета. Шли очень медлено, смотря по сторонам и прислушиваясь.

Вечером Душанбе, как и Ташкент, становится более европейским городом. Исчезают женщины в традиционных одеяниях (а днём их тут каждая вторая). Тут и там видишь таджиков, одетых по-европейски и говорящих на русском языке. Днём русского языка будто бы и нет. «Европейские» таджики курят. «Свои» — потребляют насвай чаще, чем курят. Вечером на улице можно встретить даже людей со славянскими чертами лица. Днём они наверняка ходят где-то рядом, но под вечер все расходятся, становится пусто.

Не смотря на то что никаких комендантских часов нет, в центре города вечером спокойно. Не чувствуешь напряжения, какое бывает по вечерам в Бишкеке, или прямо днём в Таразе. Справедливости ради скажу, что и в Алматы, в северных районах, в безопасности себя не чувствуешь никогда.

Гастротур

Первое, что мы сделали — пошли за шашлыком. По той самой программе, по которой надо попробовать шашлык в новой стране/городе. Кафе с шашлыком оказалось прям под боком (возле арендованной квартиры, то бишь).

Шашлык Душанбе цены
Охренеть цены… По сути, это всё, что я могу рассказать.

Цены и вправду более чем удручающие. Курс помните? Напоминаю — все цифры сомони умножайте на 39,1 тенге. Помятуя о почти исчерпанных финансах, взяли три палочки «гушти гусфанд» (баранье мясо, по-русски), да понесли его домой. Ничего особенного сказать не могу. Неплохой шашлык, но ничего эдакого, чтобы запомнился. Хотя, даже если запомнился, это было 23 марта — почти месяц назад. Гыгы.

Потом мы сходили в «Ашан», взяли там питья, да еды (типа хлебцев) на завтрашнюю дорогу. Эта еда (а особенно питьё) оказалось чуть ли ни лучшим за то время, пока мы катались. Если бы бренды были местными — написал бы. Но они российские — никакого смысла рассказывать нет.

Завтра не рано нам встать нельзя — завтра нам нужно успеть пройти две границы и вечером сесть на автобус, который привезёт нас в Алматы 25 марта утром. Эх, мечты… На деле поездка до дома обернулась в поездку до Худжанда. Далее — о том, как доехать из Душанбе до Худжанда, назад.