Получилось ли нам воплотить свои планы на утро 23 марта 2017 года? Едва ли. С каждым днём путешествия становилось всё тяжелее вставать по утрам, и 23 марта наш день начался в 8 часов 30 минут утра. По-быстрому позавтракав, мы взяли свои лёгкие сумки (с водой и зарядкой для телефона) и двинули. Как и в случае со вторым днём в Ташкенте, сначала по плану, потом — хаотично. Душанбе — день второй.
Парк Победы
Душанбинский Парк Победы был открыт в 1975 году — к 40-летию Победы в Великой Отечественной. Располагается он в восточной части города, на холмах. Центр Парка — монумент воинам, участвовавшим и погибшим в Великой Отечественной Войне.
Дорога до Парка Победы в Душанбе
Душанбинский Парк Победы оказался совсем близко к тому месту, где мы снимали квартиру. Здесь, в принципе, всё близко — город маленький. Вышли на Шотемура, по ней на восток до конца, затем кольцо, а за ним — подъём на гору.
Подъём не сложен, градус небольшой. Окружающим до нас тоже никакого дела не было. Ровно через 15 минут после кольца мы подошли ко входу в парк.
В парк можно попасть ещё и по канатной дороге — с улицы Дружбы Народов. Но смысла, думаю, в этом никакого. Особенно весной, когда ты идёшь по парку меж цветущих деревьев.
После первого поворота налево можно выйти на тропинку, которая идёт параллельно дороги, с левой же стороны. Машин не встречали, потому можно идти и по асфальту.
Минут через 15 проходим мимо фуникулёрной станции. Здесь таки были люди и машины. Отсюда до основного монумента ещё идти и идти — и зачем только фуникулёры здесь нужны?
В 10 часов ровно мы подошли к центральному элементу Парка.
Мемориал Победы — Парк Победы
К сожалению, монумент построен так, что нельзя сфотографировать его целиком, или же выцепить какой-то основной элемент. Плюс, такое чувство, что с Советских времён в нём ничего не меняли — как будто откатываешься во времени назад. Стоит отдать должное ответственным за объект людям — здесь порядок. Тогда, когда мы там были, 23 марта, его территорию убирали прямо при нас. Казалось бы, зачем убирать: середина недели, да и до Дня победы далеко.
По сторонам от ступеней — таблички с именами-фотографиями участников войны.
Справа от «Никто не забыт, ничто не забыто» табличка, на которой написано о том, что здесь покоятся товарищи, отдавшие жизнь за установление Советской власти в Таджикистане. Если честно, этот момент я не понял. Вообще ни разу не понял. Есть среди постсоветских стран такие, что дико отрицают советскую власть — это стрёмно. Но оставлять подобную память…
Больше здесь смотреть нечего. Мы решили не ограничиваться мемориалом, и зайти ЗА него. То есть, на надпись «Никто…», и далее. Там такая же площадка, как на фотографии выше.
С самого начала Парк Победы напоминал мне алматинский парк Кок-тобе. Тоже в горах и фуникулёры, тоже на востоке города, панорама и почти такие же виды ЗА парком. Отличие (позитивное, конечно) в том, что здесь гору не превратили в тусовочное место, наставив ловушек для карманов заезжих лохов.
Город Душанбе — улицы и здания
Собственно, на этом моменте все планы и пошли обычным ходом. Пока спускались с Парка Победы, решили почекать маршрут до стоянки такси в Худжанд, о котором нам рассказала хозяйка квартиры. Нужно было выйти на проспект Рудаки, сесть в автобус маршрута 3 в северном направлении и доехать до конечной. Чтобы по дороге зацепить ещё чутка городских пейзажей, пошли в обход. А именно — через улицу имени Бехзода.
По дороге, правда, ничего эдакого не обнаружилось. Ближе к Рудаки находится театр Айни, следовали к нему.
Таким макаром, мы были на остановке минут через 40. Ещё минут 5 ждали автобус.
Общественный транспорт в Душанбе
Общественный транспорт в городе это автобусы, троллейбусы, такси и маршрутки. Мы ездили только на первом варианте. Стоимость проезда в автобусах Душанбе такая же, как и в Худжанде: 1 сомони (или 39.1 наших тенге).
Есть ещё один тип транспорта, аналогов которому я не встречал: такси-маршрутка. Выглядит это так: едет легковой автомобиль (чаще «Опель»), а под стеклом у него — номер маршрута. Маршруты аналогичны тем, по которым ездят автобусы или маршрутки. Кто-то из водителей не держит номер маршрута под стеклом, вытаскивая его тогда, когда подъезжает к остановке. Эти водители навязчивы своим вниманием вашей персоне — стоишь себе, ждёшь автобуса, а между прочим штук 20 таких таксистов проезжают мимо, притормаживая.
Мы дождались свою «тройку», сели в неё и поехали. Определяющая особенность: проезд оплачивается при входе. Не передаётся, а вот прям перед тем, как войти в автобус. По-моему, шикарная система. Про саму поездку в автобусе много не скажешь: едешь себе, да в окно смотришь. Женщине место уступил парень-таджик. Значит, культура здесь в этом плане присутствует.
До конечной, где тусят таксисты, едущие в сторону Худжанда, мы ехали около получаса. В 12:15 мы вышли в точке назначения.
Цементный завод, Душанбе
Это самый крупный объект здесь, потому и район по-умолчанию называем так. Здесь мы осмотрели площадку, с которой завтра уедем, зашли в магазин, где взяли нарочито дешёвых таджикских сигарет (по-моему, Rosso), да погуляли вдоль дороги прочь.
Вот эта стена, что на фотографии выше находится справа — весьма примечательная вещь. В каждой её секции находится зарисовка, как-то связанная с историей Таджикистана и таджикского народа.
В связи с тем, что это уже периферия (не уверен, что район входит в границы города), здесь можно увидеть много того, зачем ты вообще приезжаешь в Таджикистан, но не видишь в городе. Те же горы. Они офигенны. А может, это у меня всё тоска по Алматы играла.
Парк имени С. Айни
Он просто попался по пути, специально сюда не шли. И, раз уж попался, то зайти прям потребовалось. Площадь его 6 гектар, а заложен он был в 1958 году. К сожалению, в момент посещения ремонтировался, оттого эти 6 гектар посетить не удалось. И, забегая вперёд, скажу: если посетить его не удастся — сильно не расстраивайтесь.
Таким образом мы сделали круг вокруг купола и двинули вон из парка. То ли потому что торопились дальше, то ли потому что смотреть здесь нечего. К слову, про шесть гектар я узнал уже из Википедии.
Вышли из парка, прошли метров 200 и поняли — всё, надо дальше ехать. Плюс, карта не обещала новых достопримечательностей. Дождались уже знакомой «тройки», да поехали. До конечной, но уже в другой стороне.
Далее — то, что снималось через автобусную тонировку. От неё фотографии даже теплее выглядят. Что конкретно на фотографиях — без понятия, экскурсия без гида произошла. Потому, скопом.
А приехали мы в конце концов… на вокзал Душанбе. Хотя ожидали, почему-то, что приедем куда-нибудь в микрорайоны. Не судьба.
Район вокзала Душанбе
Вокзал выглядит чисто и аккуратно. Как минимум снаружи. Это всё, что у меня есть рассказать, ибо внутрь не заходили. Не надо потому что.
Для меня таджикская железная дорога это что-то, граничащее со сказками. По-моему, с этими горами тут поездам совсем не место. Однако, железная дорога есть и в Душанбе, и в Худжанде. Соединяется ли она между собой — большой вопрос. Однако, слышал что откуда-то отсюда ездят поезда и до России. Тут тоже вопрос — через что? Через Узбекистан? Сомнительный маршрут для таджиков, у которых даже автобусы ходят через Ош.
Район вокзала в Душанбе чище, чем в Астане или Алматы. Наверное, потому что находится в центре города (алматинский вокзал Алматы-2 не спасает даже это). Сравнить душанбинский вокзал могу лишь с тем, что находится в Бишкеке (в конце Эркиндик). И то, в Душанбе как-то посовременнее выглядит.
Смотреть здесь нечего. Идём по проспекту Рудаки в сторону… да-да. Опять в центр. Там уже всё такое родное и знакомое, а у нас уже пол-третьего дня, и нам есть, куда идти обедать.
Благо, туалет нам был нужен меньше всего. Мы предпочли ему ближайший рынок, где за 1 сомони 50 дирам купили местную лепёшку (чек в чек-листе) и направились домой. Домой шли долго, дворами. Искали еды на обед. Очень хотелось попробовать местную шаверму. Последнюю мы хотели попробовать и не попробовали, в хронологическом порядке: в Таразе, в Шымкенте, в Ташкенте. Здесь тоже не попробовали. Не нашли, прикиньте.
Судя по ценникам, стоит эта самая шаурма/донер 7 сомони. Из фастфуда здесь есть ещё самбуса (самса, то бишь), которую мы также не попробовали. Зато нашли возле дома магазинчик, где взяли по пирожку (50 дирам), по чебуреку (1 сомони) и по беляшу (1 сомони). В конечном счёте отдали 5 сомони (или 200 тенге) на двоих, за офигенно большую кучу всего этого. И всё это было нереально вкусно — чес слово. Брали мы еду прямо рядом с кольцом, которое я показывал вам в начале статьи. На северной стороне. Будете — возьмите, поймёте, о чём я.
Взявши еду, мы отправились отмечать сиесту в свою «квартира душанбе посуточно 150 сомони». Ну а пока мы потребляем мучные продукты с мясом, картошкой и канцерогенами, я расскажу вам ещё одну историю. О полиции в Таджикистане. Обещал же, помните?
Полиция в Таджикистане
Полиция в Таджикистане называется милитсия. Милиция, то бишь. Полиция в Таджикистане это некоторый подвид человека, сохранившегося из 90-х годов. Чтобы понять, как и чем здесь живёт полиция — просто отмотайте в своей памяти 20 лет назад.
Первый раз мы увидели полицейского ещё 21 марта, в Худжанде. Машину полицейскую увидели там же, даже чуть раньше — писал в статье про дорогу до Душанбе.
Вот это дикое отношение — когда кто-то подходит к полицейскому, а он продолжает заниматься своими делами — это я действительно очень давно не видел. После, через 3 дня после фотографии мы станем свидетелями, как в этом же Худжанде полицейские остановят наше такси, и тут же на него забьют. Ой, да нас на деле весьма часто тормозили, так что расскажу ещё.
Полиция же — первое, что мы встретили в Душанбе. Прям когда в час ночи вышли из такси. Мимо проезжала полицейская машина. Поравнявшись с нами, курящими на обочине, включила «люстру». Проехав ещё метров 20, полицаи вышли из машины, вооружившись палочкой начали отлавливать машины из ночного трафика. Без причины. И на нас им было много всё равно.
Потом мы ехали на такси до гостиницы. Это когда попутчик повёз нас в неё. Тогда тоже полицейские остановили таксиста. Как пояснил З***, у таксистов часто проблемы с документами (таксисты должны иметь лицензию на извоз, как уже везде), а «милитсия» часто злоупотребляет коррупцией.
Что характерно в отношениях водителей и полицейских: чаще всего они здороваются и едут дальше (при этом обменявшись непонятными репликами). Даже документы не смотрят/не показывают. То ли при «здорованье» сразу передаётся фиксированная сумма, то ли ещё что — так и не понял.
Выйдя в город, 22 марта утром, полиция в центре было почти первым, что мы увидели. Прямо возле гостиницы «Таджикистан».
По фотографии выше можно увидеть, что полицейские патрулируют не всегда на служебной машине. Тоже, очень-очень непривычно. Видели полицейского на тонированном лексусе. В том же Худжанде.
Полиция в Таджикистане — не друг тебе, турист. Местная полиция это даже не узбекская. Ещё одна лепта в горшочек доводов за то, чтобы не ехать сюда собственным ходом.
Впрочем, к полиции мы ещё вернёмся — однажды, как минимум. Сейчас, пока мы ещё едим, я хочу следом показать, как выглядят таджикские деньги. Ну, совсем короткий рассказ будет.
Таджикская валюта
Валюта Республики Таджикистан — сомони. Называется она так в честь Исмоила Сомони, о котором я уже рассказывал. В одном сомони — 100 дирам. Один сомони сегодня — 39.1 тенге. Обменять тенге на сомони напрямую не получится — бери в Таджикистан доллары: они здесь котируются.
Монетки бывают новые и старые. В ходу и те, и другие. Отличие новых от старых — они крупнее.
Таджикские деньги приятны на ощупь. Пожалуй, самые приятные деньги, что мне доводилось держать в руках. После долларов, конечно — их качество действительно хорошее.
Улица Дружбы народов
Мы поели, и по хронометражу уже двигались к какой-то церкви по улице Дружбы народов. Далее — по списку, на что обращали внимание по пути.
И тут мы неожиданно подходим к собору. Нечего там рассказывать. Церковь, прикинувшаяся христианской, оказалась со всех сторон огороженной. Трейф.
После мы свернули на улицу Айни и отправились прощаться с городом. Последний вечер же. А отправились мы туда же, откуда начали изучение Душанбе — к парку Рудаки. На часах было 17:35, оставался шанс понаблюдать закат.
Улица С. Айни
Айни — одна из центральных душанбинских улиц. Идёт строго восток-запад, под углом к проспекту Рудаки (с которым пересекается однажды). Если говорить о Алматы, могу сравнить эту улицу с улицей Тимирязева. Вроде бы центр, но поспокойнее.
А вот то место, где мы уже были — площадь С. Айни. Но уже с другого ракурса. Здесь происходит перекрёсток с проспектом Рудаки.
Да, дойдя по улице Айни до монумента Победы (представляет собой сдвоенный фаллический символ, мало достойный внимания), мы свернули на улицу Шевченко, на север, в сторону сада Рудаки.
Вечер в Душанбе
От поворота на улицу Шевченко до «панорамы» мы шли около 20 минут. Хотелось застать заходящее солнце, и застали — пусть и маленький его кусочек.
С мыслью о том, что мы здесь в последний раз, мы таки решили спуститься вниз. Туда, где можно ещё и водопад посмотреть.
Когда с панорамы вниз ведут две лестницы. Одна из них попала в кадр — в правой области фотографии. Мы спускались по той, что не попала в кадр, понимались же по этой. Не повторяйте нашей ошибки. Та лестница, которую видно, напрочь залита водой. Идти — испытание.
Поднялись, пошли к проспекту Рудаки. Время на часах говорило о том, что пора бы уже взять покушать, да двигать на ночёвку.
Шли маршрутом Руставели-Турсунзода-Шотемура — мимо Таджикско-Российского Славянского Университета. Шли очень медлено, смотря по сторонам и прислушиваясь.
Вечером Душанбе, как и Ташкент, становится более европейским городом. Исчезают женщины в традиционных одеяниях (а днём их тут каждая вторая). Тут и там видишь таджиков, одетых по-европейски и говорящих на русском языке. Днём русского языка будто бы и нет. «Европейские» таджики курят. «Свои» — потребляют насвай чаще, чем курят. Вечером на улице можно встретить даже людей со славянскими чертами лица. Днём они наверняка ходят где-то рядом, но под вечер все расходятся, становится пусто.
Не смотря на то что никаких комендантских часов нет, в центре города вечером спокойно. Не чувствуешь напряжения, какое бывает по вечерам в Бишкеке, или прямо днём в Таразе. Справедливости ради скажу, что и в Алматы, в северных районах, в безопасности себя не чувствуешь никогда.
Гастротур
Первое, что мы сделали — пошли за шашлыком. По той самой программе, по которой надо попробовать шашлык в новой стране/городе. Кафе с шашлыком оказалось прям под боком (возле арендованной квартиры, то бишь).
Цены и вправду более чем удручающие. Курс помните? Напоминаю — все цифры сомони умножайте на 39,1 тенге. Помятуя о почти исчерпанных финансах, взяли три палочки «гушти гусфанд» (баранье мясо, по-русски), да понесли его домой. Ничего особенного сказать не могу. Неплохой шашлык, но ничего эдакого, чтобы запомнился. Хотя, даже если запомнился, это было 23 марта — почти месяц назад. Гыгы.
Потом мы сходили в «Ашан», взяли там питья, да еды (типа хлебцев) на завтрашнюю дорогу. Эта еда (а особенно питьё) оказалось чуть ли ни лучшим за то время, пока мы катались. Если бы бренды были местными — написал бы. Но они российские — никакого смысла рассказывать нет.
Завтра не рано нам встать нельзя — завтра нам нужно успеть пройти две границы и вечером сесть на автобус, который привезёт нас в Алматы 25 марта утром. Эх, мечты… На деле поездка до дома обернулась в поездку до Худжанда. Далее — о том, как доехать из Душанбе до Худжанда, назад.