Предыдущий уик-энд провели в Астане. Это длинные выходные — целых 4 дня, 6-9 мая, которые ну никак нельзя было сидеть дома. Ездили, как обычно, на автобусе — этот факт позволяет оформить дорогу до Астаны отдельной записью + убивает почти двое суток из этих самых длинных выходных.

Это вторая моя поездка в Астану, спустя три года: первая состоялась в августе-сентябре 2014 года, и никаких записей после себя не оставила. Ну, блогов я тогда тематических не вёл, да и вообще, даже город не смотрел фактически. Погулял по этому бульвару, где Байтерек, зашёл в пару парков, сказал своё «вау», и пошёл чиллить в квартиру. Тем не менее, где-то буду сравнивать увиденное, из того что помню.

Поездка на двоих заняла почти четверо полных суток и около 50 000 тенге. После себя оставила аж 846 фотографий (только у меня). По фотографиям есть новшество, относительно предыдущих поездок. Всё, что оформлено фотографиями в блоге за 2016-2017 года, было сделано на телефон LG G4. Сюда я потащил отдельно камеру — Samsung WB850F (мыльница-ультразум с широким углом — удобно фотографировать большие здания). На LG G4 тоже сделано много фотографий, так что в статьях о Астане они будут вперемежку.


Как добраться из Алматы до Астаны на автобусе

В отличии от Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, автобусы у нас стабильны. Я ни разу не ездил на поезде, не летал на самолётах, так что предпочитаю именно автобусы. Так и тут — в Астану мы поехали на автобусе. На самом деле, не айс идея — тысячу двести с лишним километров трястись по казахстанским дорогам. Но таки поехали.

Купить билет на автобус до Астаны

Автобус до Астаны идёт с автовокзала «Сайран». Стоимость билета — 5 600 тенге на человека (в 2014 году билет стоил 5 500 тенге, цена не изменилась). Билет можно купить заранее — обычно к отъезду проданы все билеты, значит, кто-то ещё и не успевает. В этот раз я купил билеты 5 мая утром.

Билет на автобус до Астаны
Те самые билеты до Астаны. На бумаге, на которой чеки в супермаркетах печатают.

На следующий день, в 13:50 мы садились в автобус. Проверка билетов происходит при прохождении самого автовокзала. На самом автовокзале появилась новая фича: металлодетектор. Который не работает:-)

В билете заявлено, что автобус отходит в 14:01. На деле мы поехали минут на 5-7 позже.

Маршрут автобуса до Астаны

Автобус спускается до Ташкентской, оттуда до Момышулы, съезжает мимо завода Эфес в Чемолган и алга. Дорога там не ахти, и смотреть нечего, сплошная степь. С автобусом в этот раз более-менее повезло: во-первых, взяли места возле прохода — можно вытянуть ноги. Окно без тонировки: можно смотреть туда и что-то фотографировать.

Контингент автобусов — отдельная тема. Обязательно кто-то грызёт семечки. Обязательно кто-то чем-то воняет. Обязательно находится пара-тройка ублюдков, которые ведут диалоги — по телефону или между собой. С этим можно смириться — диалогов с подобными субъектами особенно не поведёшь. Не поймут за счёт отсутствия понимания, что они живут в обществе, а в обществе подобное поведение некультурно.

По дороге автобус делает несколько остановок. По дороге в Астану мы останавливались через полтора часа, в глухой степи. Размяться, сходить в уборную.

Горы Алматы вид из степи.
На деле не особо глухая степь: видно горы.
Туалет по дороге в Астану.
Зато уборная глухая и заброшенная.

Далее едешь себе, слушаешь музыку (это был тот же плейлист, что в поездке в Ташкент-Душанбе), смотришь киношки (в этот раз мы посмотрели «Ван Хельсинга» и пару частей «Крика»). Иногда смотришь в окно. А там всё та же степь.

Рельсы поезда в степи.
Иногда встречаются рельсы поезда. Почему-то не парные.

Село Аксуйек

Интересности возникают внезапно. В один из моментов водитель автобуса сворачивает с основной трассы (как потом понял, чтобы высадить одного из пассажиров) и едет по условно-просёлочной дороге. То, что мы там увидели нас очень удивило. Там был посёлок, ехали через него. Это нужно видеть, ребят. Я сделал несколько фотографий, но они ничего не передают: посёлок большой, наполовину разрушенный. Жуть.

Посёлок называется Аксуек («Белая кость», то бишь). У посёлка есть свой сайт, на котором вещают, что упадок таки имеет место быть.

Село Аксуйек разрушенные дома

Село Аксуйек фотографии.
Главное — спутниковая тарелка.

 

Посёлок Аксуйек
Посёлок Аксуйек.
Посёлок Аксуйек.
Посёлок Аксуйек.

Такой населённый пункт я встречаю первый раз в жизни. Сравнений, иначе чем с кладбищем, найти не могу. Каково это: жить напротив разрушенного дома? Наверное, крайне жутко, как в романе Брэма Стокера.

Минут через 10 мы выехали из посёлка и сделали очередную остановку. На часах было 18:30.

Остановки по пути в Астану

Остановок, как я говорил, будет несколько — две было в степи, одна в Балхаше и, короткая, без выхода — в Караганде, под утро. Напомню, в дороге до Бишкека водитель останавливается один раз — это при дороге в два с половиной часа. Когда ездили в Тараз, водитель останавливался два раза. Видимо, количество остановок зависит от расстояния геометрически.

Остановки «в степи» обладают некоторой харизмой, вызывающей ужас в глазах неподготовленного человека. Обычно там есть какая-то кафешка и туалет (отдельно, на улице). В дороге до Астаны остановки куда эпичнее, чем по югу Казахстана. Смотрите сами.

Кафе Дубек.
Кафе «Дубек». Не заходил.
Туалет по дороге Алматы Астана, возле кафе Дубек.
Туалет. Заходил. Трудно посоветовать.

Но он-то хоть бесплатный. В других местах за те же «удобства» с вас возьмут 40-50 тенге. С «русских» берут 15 рублей, видел и такое на обратном пути.

Стоянка дальнобойщиков Алматы Астана.
Стоянка панорамой, от того самого туалета. Автобус наш.

Потом снова была степь. Совсем недалеко от дороги (150 километров которой убиты вхлам фурами) — озеро Балхаш. На Балхаше я был в июле 2014 года, и тоже ничего не написал:-) Возле дороги видно солевые пятна от воды. 

Озеро Балхаш по дороге в Астану.
А местами и само озеро.

Возможно мы ближе подъезжали к озеру. Дело было к вечеру, могли тупо не увидеть в темноте.

Город Балхаш

Следующей остановкой оказался сам город Балхаш. Было это ровно в 12 часов ночи. Остановка здесь долгая, ибо идёт высадка части пассажиров, посадка новых. Совет по этой остановке: не уходите далеко и надолго от автобуса. Садящиеся в автобус граждане билетов не имеют, садятся куда захотят. А там докажите этому контингенту, что вы-то по билету едете. Мы выходили минут на 10, и успели вновь занять свои места до того, как стали впускать в автобус местных.

Город Балхаш ночью.
Таким город Балхаш я и запомню.

На деле запоминать там нечего. Маленький (около 70К населения) городок наподобие нашего Каскелена. Типовая застройка, китчевая подсветка гирляндами арки на въезде в город. Гулять я бы тут не стал. Даже Бустон, что возле Худжанда выглядит жизненнее.

Потусили и поехали дальше. Тут — провал в памяти и отсутствие фотографий до самой Караганды. Тот город, который «где». На казахском, к слову, Караганды (как Алматы), и не склоняется.

Город Караганда

Фотографий утренней Караганды — море. Все они сделаны на ходу, по Бухар Жырау (центральный проспект) и на высокой скорости. То есть, показывать их вам особого смысла нет.

Каганат в Караганде.
Зато есть Каганат.
Караганда перекресток
И фотография, показывающая, что хотя бы на центральной улице стоят такие же уличные указатели и светофор, как в Астане.

Караганду мы проезжали в половину шестого утра. Почти не останавливались: одного из пассажиров высадили за автостанцией, и мы поехали дальше. В 2014 году на автовокзале стояли долго, минут 20.

Ещё чуть-чуть поспать, и вот уже половина девятого утра, а мы катим почти у границы столицы нашей — Астаны. Цели поездки, так сказать. Дорога до Астаны заняла около 19 часов.

Въезд в Астану.
Фотография просто так, ни о чём. Только что о астанайских контрастах.

На въезде в город стоит что-то вроде КПП — миграционная служба. Проверяют паспорта. На казахстанские никак не реагируют, не смотрят даже. Зачем тут миграционка — хрен его знает. Но имейте ввиду.

Ровно в 9 часов утра мы выходим из автовокзала «Сапаржай». Название автовокзала так и переводится — «автовокзал». Чего ещё можно ожидать от столицы, название которой переводится как «столица».

Здесь же, не отходя от кассы мы берём билеты обратно, в Алматы. На 9 мая, надеясь приехать 10 утром и сразу же пойти на работу. О обратной дороге — вторая часть этой статьи. О прогулках по Астане — в отдельных статьях.

Доехать из Астаны в Алматы на автобусе

Автовокзал «Сапаржай» (по-моему, единственный на весь город) не менее цивилизован, чем «Сайран». Пусть и меньше раза в три. Билет до Алматы также можно купить заранее. Мы купили сразу как приехали — 7 мая, на 9 мая. Выезд автобуса на выбор: либо 14:00, либо 20:00 (не уверен насчёт вечернего, но он точно есть). Стоимость билета до Алматы — 5 550 тенге.

Билет на автобус из Астаны в Алматы.
Билет на автобус из Астаны в Алматы.

Рассказ о дороге из Астаны до Алматы имеет датой в хронологии то самое 9 мая 2017 года.

Автовокзал «Сапаржай»

Навигация в автовокзале устроена странно. Мы не сразу поняли, куда нам идти и с кем говорить. Автобусы тоже странные — попался не алматинский, а именно на номерах Астаны. Неудобный, беспонтовый Хёндэ с надписью «лакшери» на боку. Нереально стрёмный автобус.

Автобус Астана Алматы.
Самый плохой междугородний автобус, на котором я когда-либо ездил.

Места нам в поездку обратно попались не на проходе, а сразу за ним — не смотря на то, что брали те же «23-24». Так получилось: не у всех автобусов номера мест совпадают.

Контингент на дороге обратно был, по-моему, ещё хуже, чем по дороге до Астаны. Это в этот автобус в Караганде подсели два молодых человека, которые трындели до самого Алматы. По несчастью, сидели они сзади нас и намёков не понимали. Потом, по пути, каким-то образом в автобус попали два русских человека — разнополая бухая пара, от которой воняло одеколоном. Если честно, долго жить не желаю. Весело было, в общем. Издержки вида транспорта.

И мы покатили, в общем.

Окрестности Астаны

Так, давайте я тут особо комментировать не буду, чтобы не распыляться и не пересекать рассказ с рассказом о самой Астане, а просто покажу фотокарточки.

Поезд в Астане.
Поезд.
Стройка на окраине Астаны.
Стройка.
Мечеть на окраине Астаны.
Мечеть.
Река на окраине Астаны.
Река.
Ремонт дороги Астана.
Пока ремонтируют дорогу — ездим по встречке. Как в Шымкенте.
Талый снег Астана
Река?

Я вот почти уверен, что это не река, но талый снег. Казалось бы, температура за +20, какой нафиг снег — всё давным давно должно было испариться. А вот.

Снег дорога Астана Караганда
А вот где-то снег до сих пор лежит.

Мы ехали в напрочь закупоренном междугороднем автобусе. Я сидел у окна с солнечной стороны. Шторки были, но треугольные — от солнца не спрячешься. И для меня этот снег за окном был чем-то сюрреалистичным. Пока он там лежал, я обливался потом. И кондёр не включишь: от перепада из Астаны в постельку не хотелось.

Потом мы проезжали Темиртау. Благо, именно мимо.

Город Темиртау.
Вон он, на горизонте. Темиртау. Фотография ничего не передаёт.

Караганда, снова

Потом ехали по хайвею Астана-Караганда.

Баннерная реклама Караганда.
Про конструкцию рекламных билбордов в Караганде писал даже Тёма Лебедев.
Проспект Бухар Жырау в Караганде.
Посмотрели другую сторону проспекта Бухар Жырау в Караганде.

Центр Караганды, к слову, напоминает центр любого другого казахстанского города: торговые центры, машины и люди. Ещё тут hoster.kz где-то по Бухар Жырау находится, если не ошибаюсь. Но их чот не встретил.

Караганда.
Караганда.

Жаль, не удалось посмотреть Караганду изнутри. Всё же, главная улица восхищения не вызывает и о городе не рассказывает. Да и посмотришь много, из окна автобуса?

На автовокзале Караганды в этот раз стояли долго — с полчаса. Однако, никуда не ходили, опасаясь, что аборигены займут наши места. И не рассчитывали на такую долгую стоянку, тоже побаивались. В 2014 году один типоза таки остался непреднамеренно на автовокзале Караганды. Ушёл куда-то, и с концами. Это по дороге в Астану, ночью.

В Балхаш заехали в 12 часов ночи. Получается, он стоит ровно по центру следования. Однако, надолго там не остались, выехав минут через 5-10. Стоянку сделали сразу за городом — долгую, минут двадцать, может полчаса. В следующий раз остановились уже утром, где-то в степи, на подъезде к Алматы.

Эти-то все стоянки и привели в конечном счёте к тому, что в Алматы мы приехали не в 9 утра, как планировалось, а в 10:30. На полтора часа, Карл, позже. Этому помогла и пробка где-то в районе Чемолгана. Ещё 40 минут дороги от «Сайрана» до дома, душ, и в 12 часов дня я вошёл в офис. Работать. Или производить ИБД — вполне было похоже на это. Сидения в автобусе нельзя было положить горизонтально, а на сидячем месте особо не выспишься. Но всё же получше, чем ночевать в аэропорту.

Итого, дорога обратно, из Астаны в Алматы заняла 20 с лишним часов времени. Офигеть, почти что сутки. Сколько займёт отход от неё — пока непонятно.

После Караганды я сделал одну фотографию. Она мало подходит по смыслу к тексту, но вот она вам. Это — закат над казахской степью. Они здесь красивые.Закат над степью - дорога до АстаныФотографии обновил 09 января 2018.