Завершающая статья серии «пешком от Медеу до Мынжылкы». За всю дорогу случилось 495 фотографий — сложно отфильтровать их под одну статью. Здесь — про то, как от Шымбулака дойти до альплагеря Туюк-Су, а оттуда — до Плато Мынжылкы.


От Шымбулака до Туюк-Су

После Шымбулака окружение дороги резко меняется. Красивые отельные дома и экологически чистые мерседесы остаются на Шымбулаке. Дорогу выше Шымбулака не чистят сразу после последнего дома — а зачем?

Спуск с Шымбулака.
Сразу за Шымбулаком дорога идёт вниз. Слева интересная фреска.
Работы по очистке леса.
В горах нельзя находиться — когда-то был ураган. Когда? Убрались уже?
Фреска на Шымбулаке.
Фреска с другой стороны. Только что «солнечного колеса» на ней нет.

После спуска мимо фрески ждёт ещё метров сто чистой дороги. Контингент здесь отличается от того, что рядом с Шымбулаком. Теперь это подтянутые тёти-дяди в спортивных костюмах.

Кусочек расчищенной дороги за Шымбулаком.
Кусочек расчищенной дороги за Шымбулаком.
Возможны лавины.
Возможны лавины. Нам туда.

Очищенная дорога заканчивается разветвлением. Прямо — нерасчищенная дорога с знаком-предупреждением лавинной опасности. Поворот налево расчищен — я решил, что идти нужно именно туда. А там — частная территория.

Частная территория на Шымбулаке.
Не входить, не въезжать. Частная территория!

Кто-нибудь знает, как на Шымбулаке взять землю в частную собственность? Я не против иметь там дачу. Теперь же пришлось идти прямо, туда где дорога в снегу. Людей там оказалось ещё больше, чем на Шымбулаке.

Куда только не залезешь ради хорошей аватарки.
Куда только не залезешь ради хорошей аватарки. На фотографии две женщины.
Фотографии посетителей Туюк-Су.
Посетители парка фотографируются.
Обледенелое дерево по дороге на Туюк-Су.
Откуда-то на дерево налилось воды. Вода замёрзла. Много воды, на фото не видно.

Чуть выше замёрзшего дерева контингент посетителей опять изменился — здесь дети. Вся дорога превращена в сплошной каток. На таких же мы в детстве зимы проводили.

Горка на Туюк-Су.
Горка, почти что бесконечная.

Туюк-Су

Урочище Туюк-Су.
Указатель урочища Туюк-Су. На трёх языках.
Скалы на Туюк-Су.
Здесь и скалы другие.
Дом на Туюк-Су.
Дом на Туюк-Су. Вероятно, это и есть отель.
Subaru на Туюк-Су.
Субарик, который смог.

Это уже возле альплагеря. Альплагерь Туюк-Су появился в 1951 году, просуществовал с перерывами до конца Советского Союза. В нынешнем виде лагерь открылся в 2005 году. Здесь мы ночевали в 2015, когда проходили акклиматизацию перед тем, как лезть на Пик 28 панфиловцев.

Альплагерь Туюк-Су.
Первый снизу дом альплагеря. Отличительное свойство местности — старые «крузаки».
Строение на Туюк-Су вдоль дороги.
Какой-то сарай рядом с дорогой.
Домик на Туюк-Су.
Милый домик с таким же заборчиком на Туюк-Су.
Дорога Туюк-Су.
Это если рядом с домиком обернуться назад. Тут уже зима. Красота.
Альплагерь Туюк-Су.
Альплагерь по ту сторону речки. Ещё один ландкрузер.
Альплагерь Туюк-Су.
Те же два дома, но без приближения.
Указатель на альплагерь Туюк-Су.
Бюджетный указатель на альплагерь.
Альпинистская база Хан-Тенгри.
Не помню альпинистскую базу «Хан-Тенгри» выше альплагеря. Вероятно, построили недавно.
Внедорожники на Туюк-Су.
Эскадрилья внедорожников на Туюк-Су.
Ниссан Патрол на Туюк-Су.
Колёса старого «Патруля» в цепях. Чтобы по снегу проще было ездить.
Мемориал альпинистам на Туюк-Су.
Указатель на мемориал погибшим альпинистам.
Реклама на Туюк-Су.
Таргетированная реклама на Туюк-Су.

От Туюк-Су до Мынжылкы

Машины обычно ездят до альплагеря — дальше дорога не та. Даже тогда, в мае 2015 года «Монтеро спорт 2015» залезть дальше лагеря не смог. Ещё выше — там бульдозером чистили дорогу, по которой ездили только «Нивы» спасателей. Снега позапрошлой весной было под пол-метра. В этот раз всё много легче. Выше Туюк-Су, по дороге к Мынжылкы, самые красивые места.

Дорога на Мынжылкы от Туюк-Су.
Мынжылкы — это туда. Здесь и небо красивее.
Скалы на Мынжылкы.
И скалы красивее.
Дорога на Мынжылкы.
А вот дорога — то снежная, то подтаявшая и грязная.
Контрасты на Мынжылкы.
Место, где зима встречается с весной.
Панорама с Мынжылкы вниз.
Где-то внизу остался Алматы.
Горы Алматы.
И чуть поближе.
Скалы по дороге на Мынжылкы.
Скалы над головой. Фотография не передает масштаба.
Ущелье возле урочища Мынжылкы.
А это под ногами, сразу за бортом дороги. Там речка.
Зимнее солнце, дорога на Мынжылкы.
Зимнее солнце стремится скрыться за скалы посреди дня.
Панорама Малого Алматинского ущелья.
Панорама. Без подсказки видно, где коптит город.
Ледник на Мынжылкы.
Если показался ледник, значит почти у цели.

Мынжылкы

3100 метров. Метеостанция Мынжылкы.
3100 метров. Метеостанция Мынжылкы. Знак-указатель показался через 10 минут хода.
Указатель метеостанции Мынжылкы.
Асар — это партия такая была когда-то. Влилась в Нур-Отан.

Мынжылкы — большое урочище, больше четырех километров длинной. Здесь дорога заканчивается и начинаются альпинистские тропы. До сюда нужно дойти, чтобы начать подниматься на Пик 28 панфиловцев. Но я туда не пойду, моя цель — метеостанция и плотина. Дальше делать нечего.

Метеостанция Мынжылкы.
Тут — плотина и домик метеостанции.
Беседка Мынжылкы.
Беседка для отдыха. Тоже перед плотиной.
Графити про универсиаду на Мынжылкы.
Зачем-то нарисовали графити про универсиаду на куске стены.
Урочище Мынжылкы.
Это если пройти мимо и обернуться, будто бы случайно. Графити справа.
Мусор на Мынжылкы.
А это какие-то не ленивые ублюдки мусор выбросили.
Урочище Мынжылкы.
Это всё — урочище Мынжылкы.
Вагончик на Мынжылкы.
Ещё тут есть вагончик и поцарапанный кирпичный дом.
Кирпичное здание на Мынжылкы.
И с другой стороны. На доме написано «Обама чмо».
Ветер и кирпич. Мынжылкы.
Ветер буквально выдувает куски кирпича.
Перепись не совсем культурных людей. Мынжылкы.
Перепись не совсем культурных людей.
Воробей на Мынжылкы.
Здесь же впервые встретил какое-то животное. Воробей на Мынжылкы.
Ледник около Мынжылкы.
А ледник остался выше. Жуткая, пугающая красота.

Потоптался тут, и домой пошёл. Шоколад, который брал с собой на случай, если давление долбанёт, так и не потребовался. Шёл обратно и грыз его, разглядывая Мынжылкы, потом Туюк-Су, вечерний Шымбулак. Спустился до Медеу, сел на автобус и покатил домой. Маршрут назад ничем не отличается от маршрута вперёд. Только что спускаться тяжелее, чем подниматься.